“Хочу, чтобы меня услышали…”

26.11.2004
“Минский курьер”, 26 ноября 2004 г.


Голоса бывают так же обманчивы, как и знакомства по Интернету: представляешь юную длинноногую блондинку, а оказывается, что это почтенная мать семейства. Диктор Белорусского радио Маргарита Захария почитателей не разочаровывает: мастер высочайшего класса в своей профессии, она является и одной из самых красивых и элегантных ведущих филармонических концертов, городских праздников и прочих популярных мероприятий. А недавно Маргарита Олеговна закончила работу над необычным и очень интересным проектом...

Житие великой княгини

- Аудиостудия при церкви Святой Елизаветы пригласила меня принять участие в создании двухчасовой композиции о жизни Великой княгини Елизаветы Федоровны, - говорит Маргарита Олеговна. - Она будет записана на компакт-диск и станет доступной для христиан всего мира.
- Наверное, не все знают, чем замечательна жизнь этой женщины?
- Елизавета Федоровна - уникальный человек. Элла, так звали ее в девичестве, сыграла большую роль в том, что ее сестра согласилась выйти замуж за российского самодержца Николая Второго и стала императрицей Александрой Федоровной. Сама же Элла, несмотря на протесты бабушки - английской королевы Виктории, стала супругой великого Князя Сергея Александровича и при крещении получила имя Елизаветы Федоровны. Нам сейчас трудно понять, насколько непросто было поменять веру, но в то время переход ее из протестантства в православие многие ставили ей в упрек.
Великая княгиня считалась красивейшей женщиной Петербурга, блистала на балах, была окружена поклонением и безумно любила своего мужа. Когда на него было совершено покушение, в душе ее произошел перелом. Елизавета Федоровна посетила убийцу, который находился в тюрьме, и сказала, что как истинные христиане они с покойным мужем прощают его. А потом эта блестящая светская красавица на свои деньги построила Марфо-Мариинскую обитель и стала в ней настоятельницей. Елизавета Федоровна спала на деревянной кровати без матраца всего по несколько часов в сутки. А иногда обходилась и вовсе без сна, потому что больницы присылали ей безнадежно больных, она брала на себя заботу о них и частенько проводила у их изголовья ночи напролет.
- Что стало основой для создания инсценировки?
- Письма Елизаветы Федоровны, которые я читаю от ее имени. От автора читает известный актер Виктор Манаев, в ролях других персонажей - артисты театра Янки Купалы Вячеслав Галуза и Елена Сидорова. Режиссер композиции - Анатолий Стрикунов.
- При некоторой внешней схожести диктор и актер - профессии разные. Как получилось, что в компанию профессиональных актеров пригласили вас?
- Я и сама удивляюсь, может быть, это произошло потому, что образование у меня актерское, а диктором я стала уже потом.

Тайны эфира

- Я поступала в наш театрально-художественный институт, но мне это не удалось, - говорит Маргарита Олеговна. - А во Дворце культуры тракторного завода Наталья Мицкевич, которая сама еще была студенткой последнего курса театрально-художественного института, набирала студию, и я туда прошла по конкурсу.
Наталья хотела создать свой театр, но в брежневские времена это оказалось невозможно. Сейчас Наталья Александровна организовала при костеле святых Елены и Симона театр “Анёл” и работает там с талантливой молодежью. Она нашла себя в Боге. Именно этой замечательной женщине я обязана тем, что стала актрисой. Она сказала мне, тогда не очень уверенной в себе: “У тебя есть талант, душа, дерзай, и у тебя получится!” В то время в Воронеже при консерватории открылся филиал Щукинского училища, и мы, три девчонки, полетели туда и поступили.
- Вы еще студенткой решили стать диктором?
- Нет, просто так сложились обстоятельства, прежде всего семейные. А выдержала я конкурс на диктора радио не с первого раза, четыре года проработала не в штате и до сих пор помню заветный красный пропуск, который мне выписали в марте 89-го года. В то время для дикторов было много интересной работы: детские спектакли и композиции, литературные и музыкальные программы, где можно было полностью реализовать себя.
- Вы с такой ностальгией вспоминаете о том времени...
- Это неудивительно, потому что сейчас на Первом национальном канале наша работа свелась в основном к чтению анонсов. Слава Богу, что у меня есть возможность читать стихи, “листать страницы поэтического альбома” перед слушателями канала “Культура”. Белорусская поэзия сейчас, по моему убеждению, - лучшая на всем пространстве СНГ. Молодые белорусские поэты занимают первые места на престижных международных конкурсах, творчество полоцкой поэтессы Виктории Соболевской, например, получило самую высокую оценку на пушкинских чтениях в США. И я безумно счастлива, что у меня сохранился такой прекрасный участок актерской работы.
- В отличие от Беларуси во Франции лицо телевидения и радио представляют именно дикторы, и эту традицию, похоже, менять не собираются...
- Дикторскую школу сохранили не только во Франции, но и в России, Украине. У нас сейчас бум FМ-радио, там все такие “прикольные, отвязанные, веселые”... Но истинную культуру сохраняет только государственный канал “Культура”.
- Кто учил вас?
- У меня были замечательные наставники - заслуженная артистка Республики Беларусь Галина Феликсовна Сидельникова и заслуженный артист Республики Беларусь Николай Максимович Чирик. Они очень разные, но своим мастерством я обязана именно им. И был мэтр Илья Львович Курган, который являлся высшей инстанцией. В то время наши выпуски записывались и разбирались на летучках. После одной из таких летучек я рыдала так, что меня догнал Курган и сказал: “Девочка, если бы я знал, что вы таким образом отреагируете, то индивидуально указал бы на ваши ошибки”. Для меня было страшным потрясением то, как я прочитала текст. Мне-то казалось, что работу сделала отлично, а оказалось, что все плохо, грубо, тяжело, неумело... Почему бы сейчас не возродить подобную практику? Надо добиваться, чтобы ведущие не просто лопотали, а доносили текст так, как нужно: логично, грамотно, красиво, вкусно! Нынче пытаются возродить старую школу, по крайней мере, опытный диктор Ирина Моисеева работает с молодежью на ТВ, и ее девочки достигают неплохих результатов.
- Не кажется ли вам, что творческую школу следовало не уничтожать, а реформировать?
- Видимо, на определенном этапе образ диктора стал ассоциироваться с официозом, какой-то пафосностью, захотелось, чтобы в эфире все было свободнее, естественнее, а в результате перегнули палку, забыли о простой истине, что человек, работающий в эфире, должен быть радиофоничен, так же, как тот, кто работает на экране, - телегеничен. Наверное, кому-то казалось, что ломаются стереотипы, а в итоге вместе с водой выплеснули и ребенка. В Москве, кстати, профессиональная школа сохранилась, там ведущие, диджеи, репортеры радио и ТВ перед выходов в эфир проходят очень серьезную дикторскую подготовку.

Как стать звездой

- Дикторов радио мы обычно знаем только по голосам, но вы разрушили стереотипы: вас можно не только слышать, но и видеть на сцене. Как это произошло?
- Из дикторов радио на сцене увидеть можно и Катю Егорову, которая тоже ведет концерты.
- Но Егорова, она же Нестерович, работала на ТВ...
- Совершенно верно. Она как бы пришла на смену Владимиру Алексеевичу Шелихину в “его” филармонию. Он говорил: “Даже если не смогу ходить, выеду к микрофону на коляске...” А я стала ведущей случайно: позвонили однажды в дикторскую из Национального академического театра оперы, который я называю Большим театром, и спросили: “Из-за болезни актера мы заменяем спектакль концертом, у вас есть длинная юбочка, чтобы его провести?” Я вышла на сцену, и судьба связала меня с ней. Надеюсь, навсегда.
Я очень люблю атмосферу театра, очень люблю оперных примадонн. Они особенные. Порой говорят: “Вот за границей - это да!” А за границей кто? Наш Владимир Петров, наша Мария Гулегина, которые там стали звездами и выступают в лучших театрах мира.
- У вас как у ведущей есть любимые программы?
- Больше всего я люблю “Вечера романса”. Исполнять романс может не каждый артист, потому что романс поется “от себя”, это как бы “я в предполагаемых обстоятельствах”. Это особенный жанр, который позволяет исполнителю раскрыться во всей полноте, выразить то, что невозможно выразить в оперном спектакле. Исполнить романс лучше всего удается людям зрелым, и мне очень нравится, как делают это наши корифеи - народные артисты Республики Беларусь Виктор Чернобаев, Ярослав Петров, Наталья Руднева, заслуженные артисты Республики Беларусь Нина Козлова, Михаил Жилюк, Нагима Галиева.
- Создается впечатление, что сегодня ведущим может стать любой: стоит несколько раз провести концерты, которые будут транслироваться по ТВ, и ты уже звезда! Почему вы такая нераскрученная?
- Да, если часто светиться на экране, то становишься популярным, но популярность и профессионализм - это разные вещи. Благодаря совершенной аппаратуре даже десятый хорист из третьего ряда может стать звездой. Почти любой может стать популярным, если в него вложить деньги: стоит сняться в ролике, рекламирующем суп или какую-нибудь кашу, и тебя уже узнают в трамваях и на улице!
Не сказала бы, что меня абсолютно не знают: меня ценят коллеги-профессионалы, я часто веду концерты, фестивали национальной культуры, а недавно пригласили вести конкурс вокалистов имени Ларисы Помпеевны Александровской, который состоится в Беларуси впервые… Просто не люблю лезть в камеру, чтобы не казаться значительнее, чем на самом деле.
- Какая у вас профессиональная мечта?
- Когда-то мне казалось, что самое главное в моей жизни - сыграть Гамлета, как Сара Бернар, но сейчас я хочу просто хорошо работать. Я счастлива, когда сажусь утром к микрофону, и мои коллеги подчас удивляются: “Чему ты радуешься в эфире?” Я говорю: “Если я сажусь к микрофону, то хочу, чтобы меня услышали, хочу передать людям свою энергию, чтобы они радовались новому дню”. Я была поражена, когда однажды позвонила женщина и сказала: “Маргарита, вы даете мне силы жить. Когда я вас слышу, то встаю и начинаю что-то делать, начинаю действовать...” Оказалось, что эта женщина - слепая. Мне не хочется переворачивать мир, мне лишь хочется помочь людям выстоять в этом сложном мире, жить достойно, не падать, а если довелось упасть, найти силы подняться и идти дальше.

Анна ПАВЛОВА.