Как скажется кризис на нашем ТВ?

21.05.2009
"7 дней", 21 мая 2009 г.


Белорусское телевидение все больше чувствует на себе дыхание кризиса. По словам председателя Белтелерадиокомпании Александра Зимовского, наблюдается устойчивая тенденция к снижению рекламных поступлений. Если в январе прирост прибыли компании по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года составил 23 процента, то в апреле - всего 5 процентов. Прогнозируется, что к середине года этот показатель может стать отрицательным. То есть доход компании будет не прирастать, а убывать.
По итогам 2008 года Белтелерадиокомпания установила рекорд - заработанные ею средства покрыли почти 26 процентов бюджетного финансирования (к примеру, в 2005 году эта цифра составляла всего 12 процентов). Но в этом году из-за кризиса, по-видимому, будет не до рекордов. "Процесс перехода компании на самоокупаемость, скорее всего, замедлится, но не остановится", - отмечает Александр Зимовский.
В текущем году ведущая телерадиокомпания страны не планирует сокращать вещание своих каналов, но над его обновлением будет работать особенно тщательно. По словам Александра Леонидовича, часть программ отправится не просто на летние, а на вечные каникулы. "Это будут программы, которые нерентабельны и не являются особо важными для государства", - поясняет он.
Не все так просто и с трансляциями крупнейших международных спортивных состязаний, к которым уже успели привыкнуть белорусские болельщики. Права на их показ становятся все дороже. "То, что раньше стоило 200 тысяч, сейчас стоит миллион. И это никак не связано с инфляцией, просто эти спортивные мероприятия становятся все более зрелищным товаром и правообладатели начинают вить из нас веревки, - отмечает Александр Зимовский. - Так что мы намерены отказываться от слишком завышенных предложений. Если тенденция к удорожанию спортивных трансляций будет продолжаться, их объемы сократятся".
Несмотря на нелегкие времена, белорусское телевидение не собирается отказываться от практики продюсирования съемок художественных фильмов. Первый такой опыт - совместный российско-белорусский фильм "Майор Ветров" - оказался довольно успешным. Картина была продана не только на российские и украинские, но даже и на японские каналы. Как объект покупки уже рассматривается и другой российско-белорусский проект - фильм "Снайпер", премьера которого состоялась на Первом канале совсем недавно - 9 мая. Следующим проектом, в котором примет участие Белтелерадиокомпания, станет экранизация детективов известной белорусской писательницы Ольги Тарасевич. Вполне возможно, что производство начнется уже в текущем году.
Прогнозируется, что этим летом сезонный отток телезрителей будет большим, чем в прошлые годы, - вложение сил на дачных участках наверняка окажется особенно интенсивным. Но руководители телеканалов обещают: это не станет поводом расслабиться и снизить качество предлагаемой в эфире телепродукции. "Часть программ хоть и уйдет в плановый отпуск, но будет выходить в повторах. А такие популярные у зрителей программы, как "Экспедиция", "Врачебные тайны с доктором Терещенко", "Сезон у дачи" продолжат выходить в обычном режиме", - отмечает генеральный директор генеральной дирекции телеканала ЛАД Сергей Кухто.

Оксана МЫТЬКО.