К ответу!

16.03.2011
"Антенна", 16 марта 2011 г.


"Антенна" выяснила, как делать ток-шоу интересным. Рецепты от автора и ведущего "Ответного хода" Александра Мартыненко.

Название и концепция 
Обсуждалось несколько названий - "Шах и мат", "Главная тема", "Последняя инстанция". Но остановились на "Ответном ходе". Два года мы делили аудиторию на трибуны "за" и "против" - казалось, что так ток-шоу проходит живее. Но потом решили отказаться от этого. Ведь достаточно часто случалось, что одна "сторона" заполнялась легко, другая - нет 

Передвижение
По концепции программы ведущий стоит напротив аудитории. Это дается непросто: психологически тяжело выступать "один против всех". Периодически возникает желание поменять концепцию. 

Темы 
Изначально планировалось делать акцент на оперативности. Но не каждая неделя дает горячие новости. В таком случае берем вечные проблемы. Например, "Отцы и дети". Случается, темы подсказывают наши гости, телезрители. Звонят и говорят: а почему бы вам не обсудить автошколы? 

Сюжеты
У нас 4 постоянных корреспондента. Зачастую им приходится работать в сжатые срки. Когда разрабатывалась тема "Трансплантология", буквально за день до эфира нам сообщили, что в Минске пройдет операция по пересадке почки, и дали возможность снять уникальный процесс. Конечно, случается, что после эфира люди обижаются на сюжеты. На теме "Алкоголизм" в качестве примера человека, завязавшего с пагубной привычкой, приводился популярный артист. После выхода ток-шоу его родственники переживали: зачем же вы это рассказали? Но мне кажется, что именно известный человек, поведавший историю, может послужить примером для людей с теми же проблемами. 

Аудитория и гости
Помимо мнения экспертов мы приводим примеры из жизни. Кто-то звонит сам, кого-то советуют бывшие гости, но большинство разыскиваем мы. Конечно, иногда приходится долго уговаривать. Так, у нас в студии побывали представительница древнейшей профессии и вор-домушник. Таким людям сначала предлагаем просто посидеть в студии, освоиться, а потом они решают, готовы ли выступить. Для массовки (в студии сидит около 100 человек) обычно зовем студентов "тематических" вузов. Например, на экономические темы - из БГЭУ. Подсадные утки и актеры? Такого никогда не было! Лишь однажды гостем студии стал пародист Денис Липень, представший в образе Верки Сердючки. 

Пикировки 
На теме "Потребительский экстремизм" гостями студии стали барышни, которые посещали рестораны, а затем находили тысячу обстоятельств, чтобы не заплатить по счету. И у них это получалось! В конце программы нашим экспертам - представителям общепита и гостиничного бизнеса - показалось. что они этих девушек узнали... просили вызвать милицию. В итоге мы были вынуждены сказать, что гостьи - ненастоящие мошенницы. Ведь каждому человеку, пришдшему на эфир, мы гарантируем: проблем у него не возникнет.

Время
Ток-шоу длится час, этого достаочно. Хотя вначале переживал, что за 60 минут мы не успеем ставить точку в проблеме, не находим выхода, который устроил бы всех. А потом понял, что такого не бывает! Мы просто обсуждаем ситуацию, выслушиваем разные точки зрения. Наша задача - чтобы люди задумались, что такая проблема существует И начали ее решать с себя... 

Кстати 
Этот сезон для "Ответного хода" станет последним. Мы отработали четыре года, и не хочется дождаться того времени, когда станем неинтересны. Возможно, осенью придумаем нечто новое. Не жалко ли? На каком-то этапе необходимо остаовиться, подумать, а потом сделать новый шаг, который будет лучше предыдущего.

Анастасия ТЕЛЕШЕВА.