Искусство быть искренним

17.02.2011
"Вечерний Минск", 17 февраля 2011 г.


Может ли тележурналист достичь успеха на непопулярной тематике, и какими качествами он должен обладать? Об этом и не только нашему корреспонденту рассказала Наталья Жаркевич - автор и ведущая программы "Земельный вопрос" на Первом канале.

- Наталья, я знаю, что после окончания факультета журналистики БГУ ты 15 лет работала на Белорусском радио...
- Признаюсь, я всегда думала о телевидении, но так случилось, что начинала на радио, вела в прямом эфире утреннюю передачу "На хвалі часу". Работа была не столько информационной, сколько аналитической. Приглашала в студию известных людей - политиков, экономистов, мы обстоятельно беседовали на разные темы. Конечно, прямой эфир - это особый опыт работы, особая ответственность. В 2002 году Александр Иванович Мартыненко пригласил меня на телевидение, в агентство новостей. Пришлось вникать в телевизионную и новостную специфику. Работа в сфере информации - отдельная история. Приходишь на службу, не зная, какую тему будешь освещать сегодня. Было время, когда на репортаж отводилось всего полторы минуты. Надо было умудриться уложиться в эти рамки. Помню, одним из первых моих заданий стала подготовка материала с профсоюзного съезда. Никак не могла решить: что же показать и сказать в отпущенное время. Сейчас таких жестких ограничений нет. Когда выходишь в эфир, надо провести короткий анализ ситуации или хотя бы обозначить проблему.
Потом вела аналитическую программу "В центре внимания". И наконец в 2005 году мне поручили проект, который просуществовал к тому времени всего год, - "Земельный вопрос". Надо сказать, что до того на телевидении вообще не существовало передачи о селе. А тут была принята Государственная программа возрождения и развития села, и, конечно, мы не могли на это не отреагировать...

- А как ты восприняла новое поручение?
- Внутренне несколько сопротивлялась, потому что мне ближе разговор об экономике в более широком плане. К тому же считается, что сельская тематика невыигрышная, она не способствует карьере журналиста. Но меня поддержал Мартыненко, он убедил, что в этой сфере для творческого человека есть свои плюсы. Помню, сказал: "Любую тему можно сделать интересно". И действительно, рассказывая о селе, мы говорим не только о производстве. Происходят большие специальные преобразования в деревнях, строятся агрогородки. Появляется новая прослойка людей - еще не горожане, но уже и не сельчане. А то, что они делают в своих хозяйствах, уже сравнимо с европейским с европейским уровнем производства. Вообще сельский житель сегодня не тот, что прежде. Раньше считалось, что на селе остаются те, кто не может найти себе применение в городе. Нынешний механизатор нередко уже должен знать компьютер. Ведь уровень техники постоянно растет, внедряется спутниковая навигация. А новая техника требует и нового уровня подготовки. И вообще в деревне немало интересных людей. Когда мы в 2006 году проводили конкурс на лучшую усадьбу, искренне порадовались тому, как много у нас мастеровитых хозяев. Даже не смогли выбрать одного победителя, пришлось сделать несколько номинаций. Кто-то украсил дом резьбой по дереву, кто-то устроил во дворе сеть фонтанов, а кустарники подстригает так, что они похожи на разных животных...

- Но отток населения из села все равно продолжается...
- Причина в том, что еще много деревень, где социальная сфера не развита, низкая зарплата. Однако, если у молодого специалиста есть жилье и имеются перспективы для карьерного роста, он остается на селе. Один из путей решения проблемы - создание условий для предпринимательства, развитие малого бизнеса.

- А как в "Земельном вопросе" с критикой?
- Прежде всего стараемся говорить о типичных проблемах, характерных для тех или иных территорий. Но обращаем внимание и на конкретные адреса бесхозяйственности. Например, в 2009 году некоторые хозяйства не успели убрать с полей овощи, затянули до заморозков. И мы вместе с Госконтролем сделали об этом репортаж. Рассказывали и о фактах загрязнения окружающей среды, например о сбросе сточных вод на поля. Кстати, многие темы подсказывают зрители. У передачи обширная почта. Причем если раньше это в основном были жалобы, то теперь чаще звучат предложения. Один из наших зрителей поделился мыслями о необходимости перерабатывающих предприятий рядом с рыбхозами. Другой призывает решить проблемы с заготовкой и поставками кормов, ведь пока они не решены, трудно держать подсобное хозяйство. Фермер сетует: недостаточно малогабаритной техники, пригодной для работы на небольших земельных наделах. Недавно позвонила телезрительница и рассказала, что не может приобрести для лошади упряжь. Уже никто ее не производит. Темы, которые подсказывают люди, имеют особую ценность для журналиста.

- Наталья, а своего зрителя изучали?
- Несколько неожиданно для самих оказалось то, что "Земельный вопрос" вызывает интерес не только у жителей села, но и у горожан. Видимо, сказывается то, что многие нынешние горожане - выходцы из деревень. По социологическим исследованиям таковых примерно треть. Только кто-то поменял место жительства недавно, а кто-то уже давно. Вот и получилось, что программа адресована широкому кругу людей. К тому же тематика сюжетов в рамках передачи довольно разнообразная, а это привлекает разных зрителей, расширяет зрительскую аудиторию.

- Расскажи немного о телевизионной кухне. Какими силами создается "Земельный вопрос"?
- В двадцатиминутной передаче несколько сюжетов. Например, о производстве, образовании, медицине на селе. Обязательно добавляем что-то развлекательное для души. Агентство телевизионных новостей Первого канала имеет собственных корреспондентов в областях. Они делают сюжеты для нас. Я как автор-ведущая планирую, что пойдет в текущий выпуск, записываю все "подводные камни" к темам. "Земельный вопрос" выходит в среду в 19.35 в экономическом блоке, повторяется в четверг и воскресенье. За 5 лет вышло более 300 передач.

- На стенах в твоем кабинете - дипломы, которыми наградили программу...
- В 2006 году мы получили приз на "Телевершине". А в 2008 взяли Гран-при на международном конкурсе "Агромир" в Украине (там были участники из 12 стран).

- Что в тележурналиста ты считаешь самым важным?
- На телевидении очень важна энергетика человека в кадре. Она должна быть позитивной. Поэтому, когда собираешься на съемки, надо думать только о работе, отбросив все личные проблемы. Хотя случается, и самочувствие не вполне хорошее, и настроение кто-то испортил... Если не забудешь о своих неприятностях, они обязательно скажутся на конечном результате. И при этом надо быть очень искренним.

Ольга ЖАРИНА.