"Искусственно омолодиться невозможно"

26.09.2008
"СБ. Беларусь сегодня", 26 сентября 2008 г.

Вся правда о морщинах Брэда Питта и вкусах Такеши Китано
Творческое кредо телеведущего проекта "Эпоха" Олега Лукашевича - общение с недосягаемыми для большинства людьми, классиками мирового кинематографа. Вот на Венецианском фестивале Олег мучает вопросами уставшего секс-символа 90-х Микки Рурка, следом хохочет на пару с Такеши Китано, обсуждая Малевича. Немецкий классик кино Вернер Шретер на наших глазах отказывает в интервью всем журналистам крупных европейских изданий, но с белорусским журналистом Лукашевичем отчего-то соглашается говорить...
Попасть под обаяние Олега не терпелось и нам, прильнуть, так сказать, к достоверному источнику... 

- Олег, говорят, молодежь сегодня не смотрит телевидение - все ушли в сеть. Тебе не обидно, что твой шикарный телевизионный цикл "Эпоха" с эксклюзивными интервью звезд первой величины молодые люди пропустили мимо ушей? Не пора ли тебе открыть персональный сайт? 
- Я не чувствую этой проблемы. Телевидение дает зрителю возможность разнообразить интернет-информацию качественной "картинкой". Телевидение модернизируется, переходит в цифровой формат, и говорить о смерти ТВ, я считаю, неактуально. По поводу собственного сайта: в далеком 1998 году у меня уже была своя страничка в Интернете, посвященная авторской передаче "Новая коллекция". Мне разработали хороший, оригинальный сайт, и он успешно работал. В те времена и наши, и московские тележурналисты еще слабо представляли себе, что такое персональная веб-страница. Тогда их ни у кого не было и в помине. Сейчас вместе с моим коллегой Александром Алексеевым мы планируем открыть новый сайт, где будут представлены все наши многочисленные проекты, связанные с историческим наследием Беларуси.
 
- Понятно, Олег. Вы в авангарде. Помнишь относительно свежий фильм "Изображая жертву"? Он начинался фразой: "Российское кино в жопе". Как тебе - частому гостю фестивалей - показалось, в каком состоянии сейчас пребывает российское и белорусское кино?
- Сегодня в России снимается более 100 (!) картин в год. Многие из них ежегодно представляются на международных кинофестивалях и получают там самые высокие награды. Более того, ленты из России добились наконец того, что стали коммерчески успешными не только у себя в стране, но и за рубежом. Допустим, фильм Звягинцева "Возвращение" закупили более 80 стран - это колоссальный коммерческий успех. Поэтому с кино в России все в порядке. Мы должны думать о нашем кино, о белорусском. Вот здесь проблемы очень большие. А для того чтобы все изменить, нужно в первую очередь пересмотреть подходы к подготовке кадров. Пока никто из молодых специалистов у нас даже не осознает масштабы современного кинематографического процесса. Допустим, операторы не понимают, что такое современная кинокамера, даже ни разу не держали ее в руках. У нас нет творческого обмена между европейскими киношколами и нашей национальной, а студенты обязательно должны участвовать в европейском фестивальном движении. 

- А что это дает?
- Возьмем открытый и демократичный кинофестиваль - Берлинский. Там каждый молодой студент имеет возможность представить свою киноработу в так называемой программе "Талент кампус". Не обязательно полнометражную ленту, пусть вы снимете трехминутный фильм, но оригинальный, и тогда он пройдет отборочный тур самого престижного фестиваля. Ведь самая большая проблема в киноискусстве - это не отсутствие денег, а отсутствие свежих идей. Я приведу пример. Почему в этом году на кинофестивалях были представлены слабые кинопрограммы? Да потому что в Голливуде произошла забастовка сценаристов, что еще раз доказывает истину: оригинальная идея, крепкий захватывающий сценарий и есть фундаментальные основы кинопроизводства. 

- Какое кино ты смотришь?
- Хорошее. Кино, которое хочешь досмотреть до конца. Сейчас, например, я нахожусь под впечатлением от фильма Софии Копполы "Мария Антуанетта" - это не новый фильм, 2006 года, и тем не менее... В 2005 году в Версале мы проводили съемки нового проекта именно в тот момент, когда там снимали эту ленту. Я не придал этому значения. А недавно в Париже, в музее минералов, мне специально показали изумрудное ожерелье Марии Антуанетты, специально отключили сигнализацию, чтобы достать его из витрины... И так совпало, что вечером того же дня я смотрел этот фильм о ней... Необъяснимые совпадения.
 
- Из программы Венецианского фестиваля какой фильм тебя покорил?
- Мне понравился фильм Такеши Китано "Ахиллес и черепаха". Он один из немногих режиссеров, который не боится высмеивать ту художественную чушь, мазню, которые выдают за новые гениальные творения. Для меня лично, как и для Китано - мы с ним как раз говорили об этом, - наиболее ценными были и остаются истинные шедевры, скажем, эпохи Возрождения. 

- Из "отчетов" с Венецианского фестиваля меня больше всего впечатлило, что актеры любого уровня, начиная от Брэда Питта и до самых нам неизвестных артистов румынского кино, все без исключения раздают интервью и, так скажем, честно отрабатывают свой хлеб публичных персон. Наши белорусские "звездульки" часто ломаются, отказываются от пресс-конференций, встреч с журналистами, как будто не понимают, что шоу-бизнес - это тоже бизнес. В конце концов, это артисты для нас клоуны, а не наоборот.
- У нас нет шоу-бизнеса, начнем с этого. Все в таком зачаточном состоянии... Конкуренция отсутствует напрочь. Я, например, не понимаю конкурсов - телевизионных, книжных, кинематографических, музыкальных, если нет в творческой среде достойной конкуренции. Скажем, как можно не критиковать конкурс "Телевершина", если в номинации "Научно-популярный фильм" представлены всего две программы одного и того же канала?.. По-моему, уже все эту "Телевершину" получили. А что дальше? Так и будем друг другу призы давать? 

- Эх... Ты в Венеции Брэда Питта хоть за ухо ущипнул?
- А как же?! И Брэда Питта, и Анджелину Джоли щипал за нос!
- Красивая пара?
- Да, естественно, на них работает весь институт красоты Голливуда. Хотя, честно признаюсь, косметологи, даже голливудские, - не всемогущи. Каждая морщина звезды под прицелом публики. Из чего я лично сделал для себя вывод: искусственно омолодиться невозможно. Как бы ни старались звезды с их высокими гонорарами. 

Виктория ПОПОВА.