Ищите женщину

14.01.2010
"Народная газета", 14 января 2010 г.


Первый канал Белорусского телевидения вывел из тени жен известных чиновников и артистов
"Легко сказать!" - под таким названием на Первом канале стартовал новый проект Белтелерадиокомпании. Это десять документальных фильмов о супругах известных белорусов. Семейные архивы, экстремальные съемки - в цирке, на кухне, в приюте для бездомных собак. И все ради того, чтобы снять "чадру" таинственности с тех дам, которые находятся в тени своих именитых супругов. Казалось бы, это практически невозможно. Сделать невозможное возможным решил во что бы то ни стало автор идеи проекта "Легко сказать!" - заместитель председателя БТРК и генеральный директор Агентства телевизионных новостей Александр Мартыненко. Осуществить идею было поручено обладательнице премии "Телевершина" в номинации "Лучший ведущий информационной программы" Виктории Сенкевич и режиссеру Сергею Рыбакову.
Героиней первой программы телепроекта "Легко сказать!" стала супруга известного циркового артиста Сержа Бондарчука - Анна, которая так же, как и муж, стала продолжательницей цирковой династии. В следующих выпусках о себе расскажут Галина Орлова - актриса, жена и мать актеров Еременко, Лилия Пташук - вдова известного режиссера Михаила Пташука, Елена Потупчик - супруга вице-премьера Беларуси, Янина Корольчик - известная спортсменка, олимпийская чемпионка и супруга певца Владимира Провалинского. Эти женщины - не домохозяйки. Они заботливо поддерживают огонь в семейном очаге, но при этом каждая - состоявшаяся личность. Одни занимаются искусством, другие - помогают детям-сиротам. И их всегда интересно послушать.
Создатели фильма рассказали об этих беседах, поделились некоторыми тайнами "кухни" фильма, который они именуют "социальной мелодрамой". Мол, все будет откровенно и жизненно. Рассказ Виктория Сенкевич и Сергей Рыбаков начали... с кухни.

Штрудель по правительственному рецепту

Рыбаков: Мы ставили перед героинями задачу - приготовить фирменное блюдо. Анна Бондарчук угощала нас обалденным супом из морепродуктов, а Елена Потупчик приготовила прекрасный яблочный штрудель.
Сенкевич: Идея съемок на кухне такова, что здесь женщина разговаривает более свободно, поскольку это привычное для нее место.

Путешествие во времени

Рыбаков: Сюжеты рождались часто экспромтом. Виктории нужно было взять интервью у Елены Потупчик на крыше самого высокого здания Светлогорска. Дул сильный ветер. Но Виктория справилась. Съемки проходили не только в Минске. Шли мы как-то мимо кинотеатра в одном городке и решили: почему бы не зайти посмотреть кино. Оказалось, что в провинции еще продают билеты, на которых написано "50 копеек". Такие неожиданности помогают в оттачивании сюжета фильма, придании ему изюминки.

Пиковая дама

Сенкевич: Каждая серия необычна. Например, Анну Бондарчук я вместе с ее мужем Сержем протыкаю пиками, что выглядит достаточно страшно.
Рыбаков: Янина Корольчик, толкательница ядра, чуть не метнула коробку с конфетами. Мы пришли на кондитерскую фабрику "Коммунарка", я говорю: "Посмотрите, сколько весит вот эта коробка (а там стояла огромная коробка конфет - килограммов шесть). Слабо метнуть?" Янина взяла, прицелилась, но мы ее вовремя остановили! Были разные истории, женщины - народ очень непредсказуемый. Бывает, сидит-сидит, а потом вдруг заплачет...
Сенкевич: Мы узнали, как выжить, когда ты потерял самых близких тебе людей, как Галина Орлова, как Лилия Пташук. Кстати, Галина Орлова, известная актриса, каналу НТВ отказывала в интервью, а с нами согласилась работать.

Как сложно ответить на простые вопросы!

Сенкевич: Перед съемками я составляла огромный список вопросов и расспрашивала всех своих знакомых: "Что вам интересно узнать об этом человеке? Я еду снимать жену циркача, жену чиновника. Что вы хотите узнать?"
Рыбаков: Но к этим заготовкам у нас были припасены и "вопросы от народа". Все члены съемочной группы (а это 5-6 человек помимо нас с Викторией) обязаны были что-то спросить от себя. И если нам с Викторией нужен был "гламур" и тому подобное, то других интересовало, нравится ли, например, героине певец Валерий Леонтьев. Были такие вопросы, которые своей простотой ставили героиню в тупик, и она уже не могла отвечать картинно, она должна была быть такой же простой, как и эти вопросы.

Тайны платяного шкафа

Рыбаков: Как режиссеру мне не хотелось мешать героиням фильма и Виктории в их общении, хотелось отстраниться и наблюдать, как они общаются: спорят, вместе сопереживают. Некоторые кадры, которые я ставлю в фильм, подсмотрены, и я, когда их монтирую, сам улыбаюсь. Например, когда Вика с Еленой Потупчик смотрели одни в пустом кинотеатре "Москва слезам не верит" и вздыхали: "Ой, какой хороший все-таки фильм!" Я это оставил, потому что мне показалось это очень милым.
Сенкевич: Были у нас и сложные персоны, которые говорили, что оператор будет стоять "там-то и там", а "я буду сидеть здесь" и делайте "вот так".
Рыбаков: И еще требовали от нас принести свои "работы", которые мы до этого делали, чтобы убедиться в нашем профессионализме.
Сенкевич: Тем не менее нам удалось даже заглянуть в шкафы героинь. В шкафу Анны Бондарчук мы обнаружили костюмы для выступлений в цирке, которые она шьет сама для себя.

Мужской разговор

Рыбаков: Я на сто процентов уверен, что фильмы проекта "Легко сказать!" будут смотреть не только женщины, но и мужчины. Моя задача была в том, чтобы показать, каким нужно быть мужчиной, чтобы у тебя была такая жена, как каждая из наших героинь.