Инструментальные данные

27.02.2010
"Беларусь сегодня. СБ", 27 февраля 2010 г.


В этом году впервые Беларусь участвует в "классическом" конкурсе "Евровидение-2010", где между собой соревнуются не поп-исполнители, а молодые классические музыканты. Нашу страну представит виолончелист Иван Каризна - внук автора Государственного гимна Владимира Каризны. Решение о том, что в Вену на "Евровидение" должен поехать именно Иван, приняло профессиональное жюри под руководством народного артиста Михаила Козинца.
К своим 18 годам Ваня успел выиграть немало международных конкурсов, его привечает в своем оркестре "Виртуозы Москвы" Владимир Спиваков. Сейчас Иван учится на первом курсе Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца.
Между Парижем и Минском мы и перехватили молодое дарование.

- Иван, из 47 участников национального отбора жюри выбрало именно вас. Как думаете, почему?
- Наверное, потому что у меня солидный опыт участия в международных конкурсах. В музыкальных кругах меня хорошо знают.

- А как вы сами узнали о том, что в Беларуси проводится такой конкурс?
- Родители услышали, позвонили в Париж, предложили участвовать. Я подал документы, где описал подробности биографии, свои заслуги. Меня вызвали в Минск на прослушивание... И вот сейчас объявили финалистом.

- Это престижно - участвовать в "Евровидении"?
- Когда-то я услышал от одного своего знакомого музыканта из Бельгии, что раз в два года в Вене проводится такой конкурс. Он в нем участвовал и сказал, что для саморекламы это хорошая площадка. Но с точки зрения профессиональной музыки есть более престижные конкурсы, например, конкурс имени Чайковского или имени Ростроповича.

- Окончив музыкальный колледж в Минске, вы захотели продолжать обучение в Париже. Почему?
- Обучение в Европе наиболее перспективно для классического музыканта, оно дает больше возможностей, концертов, связей. Когда я поступал в парижскую консерваторию, там был огромный конкурс - 90 человек на 4 места. Причем поступали люди со всех концов света. Я поступил туда первым номером... и сейчас учусь, да. Французским языком владею без проблем. Живу в центре Парижа. Люблю гулять у Эйфелевой башни, Нотр-Дама... Но скучаю там без снега. В Беларуси в этом году выдалась на редкость красивая зима. Я обожаю нашу природу.

- Вы уже знаете, что будете играть на конкурсе?
- Соревнование проходит в два этапа: в первый день я буду исполнять соло длиной 15 минут, во второй день предстоит играть с Венским оркестром. Думаю, выберу что-то из Чайковского, Гайдна... Пока обдумываю.

- Вы только что вернулись из Москвы, где играли концерт с оркестром Спивакова в Доме музыки. Как давно вы знакомы с Владимиром Теодоровичем?
- Несколько лет назад меня заметил специалист из его фонда, который помогает молодым музыкантам. С тех пор появилось много вызовов, концертов, выступлений вместе с оркестром и даже дружба со Спиваковым. Его фонд не так давно подарил мне инструмент XIX века известного мастера Бернарделя.

- А сколько он стоит?
- Примерно 100 тысяч евро. Это уже инструмент такого уровня, с которым не стыдно появиться на самых престижных концертных площадках. Я абсолютно счастлив с этой виолончелью, она прекрасно звучит, радует меня и слушателей. Конечно, есть более дорогие инструменты, скажем, Страдивари... Возможно, в будущем...

- Купите себе такой?
- Сам? Вряд ли. Классические музыканты много не зарабатывают. Но, возможно, судьба мне его подарит.

- Мне любопытно, знаете ли вы, как ваш дедушка - Владимир Каризна - писал гимн?
- Ой, нет. У меня было всегда мало свободного времени: я усердно занимался музыкой, с утра до ночи. Дедушкиным творчеством, конечно, интересовался. Но сейчас на память не прочитаю вам ни одного его стихотворения. Понимаете, мой отец - композитор, мама - пианист. В доме всегда были разговоры только о музыке.

- Вы волнуетесь перед "Евровидением"?
- Нет, для меня это обычный концерт: еще раз выйти на сцену и подарить зрителям прекрасную музыку. 

Виктория ПОПОВА.