Голос за культуру

01.02.2013
"Минский курьер", 1 февраля 2013 г.


Екатерина Агеева, руководитель и автор концепции радио "Культура" Белтелерадиокомпании, рассказала, почему канал не гонится за рейтингами и не боится конкурентов и как познавательная волна выживает в море развлекательных радиостанций.

Радиоканал "Культура" впервые вышел в эфир 1 января 2002 года.

- Екатерина Ивановна, вы стояли у истоков создания радио "Культура". Что было самым сложным в организации работы канала?
- Это был первый специализированный радиоканал не только в эфире нашей страны, но и в обозримом русскоязычном пространстве. Так что подслушать было не у кого. Пришлось разрабатывать и концепцию, и сетку вещания, опираясь исключительно на собственные вкус и интуицию. Через год работы к нам обратились за опытом коллеги с украинского радио, которые начинали организовывать подобный радиоканал у себя. И нам уже было что им посоветовать.
Самым сложным в организации оказалось все-таки формирование команды. Многие опытные работники радио просто не верили, что можно сделать интересный и разнообразный канал на одну тему. "Не хочу работать на канале, где только песни и пляски" - сформулировал свое мнение один из таких потенциальных сотрудников.
К счастью, среди радиожурналистов разных поколений нашлось много прекрасных профессионалов, которые осознанно выбрали работу на нашем культурно-познавательном канале, видя в этом глубокий смысл и возможность для самореализации. Помогло и то, что у меня уже был опыт организаторской работы: довелось возглавлять популярный в свое время телевизионный проект "Спажывецкі кошык".

- На что ориентировались и к чему стремились во время разработки концепции радиоканала? Что удалось, а что нет?
- Наш канал родился в процессе реформы, которая проводилась в конце 2001 года на Белорусском радио, а оно на протяжении десятилетий не менялось ни структурно, ни организационно. Застывшая во времени вещательная сетка была уже не в состоянии отразить ни многообразия процессов, происходящих в обществе на стыке тысячелетий, ни современного ритма жизни, ни интересов изменившейся радиоаудитории, ни появившихся технических возможностей. Одной из задач реформы было разгрузить Первый национальный канал, освободив его от крупных музыкальных и литературно-художественных полотен, которые накопились в фондах Белорусского радио. Вначале предполагалось, что задачей нашего канала будет в первую очередь трансляция фондовых материалов. Пару месяцев так и было. Однако вскоре стало очевидно: такой канал не удержит надолго внимание слушателей. Тем более что фонды хоть и обширны, но не бесконечны. Кроме того, интересных журналистов тоже вряд ли устроит однообразная работа. В размышлениях об этой ситуации и вызрела новая концепция канала, которая звучит так: популяризация достижений белорусской культуры в контексте мировой. К нам приходили новые работники с интересными идеями, расширялось информационное вещание, началось сотрудничество с профессиональными экспертами из разных областей культуры, а с ними и серьезное аналитическое вещание, рассказывающее о состоянии современного белорусского искусства и литературы. По всем этим направлениям мы и развиваемся уже второе десятилетие.

"Культура" звучит на волне 102,9. Также это радио можно послушать в Интернете.

- Может ли культурно-познавательное радио составить конкуренцию развлекательным станциям?
- Начнем с того, что в белорусском эфире у нас конкурентов нет, потому что нет подобного радиоканала. А конкурировать могут только концептуально родственные явления. Очень условно, но тем не менее: не станут ведь проводить соревнование между оперными примами и победителями "Евровидения". Если говорить о рейтингах, то у канала "Культура" они действительно в разы ниже, чем у многих развлекательных радиостанций. Но это абсолютно естественно: во все времена интеллектуалов, понимающих серьезное искусство и литературу, было гораздо меньше, чем поклонников легких жанров. И сейчас их не большинство, но они есть. Кстати, среди наших слушателей немало ученых, представителей творческих профессий, преподавателей, то есть людей, которые много делают для прогресса и продвижения нашей страны. Думаю, они имеют право на радиоканал, отражающий их вкусы и интересы.
Читала, что на Западе в хороших семьях стараются приучать детей к классической музыке и в то же время поощряют посещение дискотек. Считается, что серьезная музыка развивает интеллект, а популярная приучает к монотонному физическому труду, задавая ему ритм. Что-то в этом есть, так как генеральную уборку я сама делаю только под попсу, а вот за идеями, энергией и смыслом иду в филармонию.

- Какие передачи можно послушать на вашей волне?
- Сегодня в эфире "Культуры" звучат программы, посвященные музыке и литературе, изобразительному искусству и краеведению, развитию науки и образования, детскому, молодежному и народному творчеству. Таким образом, эфир канала составляют информационные, публицистические и просветительские проекты, рассчитанные на разные возрастные категории. Понятие "культура" мы стремимся рассматривать более широко, что позволяет от сезона к сезону расширять и разнообразить тематику канала.

- А какие из представленных программ, на ваш взгляд, наиболее интересны?
- Каждый день в эфир выходит передача для детей "Мэри Поппинс". Это, пожалуй, самый сложный и интересный проект. Он как свежий ветер в эфире нашего достаточно академичного канала. Делается "Мэри Поппинс" очень профессионально. Если там звучит репортаж, то с эффектом присутствия, интершумами, "роялем в кустах", для детского проекта это необходимо. Если беседа, то с зачином, рассуждениями на тему, раскрытием личности собеседника, с выводами. Короче, на территории "Мэри Поппинс" соблюдаются все законы классической журналистики.
Также в эфире нашего радио можно услышать "Концертный зал" для меломанов, очень креативный краеведческий проект "Два кіламетры", веселую программу о современных белорусских субкультурах "Маладзежны ракурс", информационно-познавательный проект "В ритме дня", в передаче "Бестселлер" в исполнении известных белорусских артистов звучат популярные литературные произведения, с историей и духовными глубинами христианской культуры знакомит передача "Культурное наследие" и еще много всего интересного.

- Считается, что существование канала продиктовано прежде всего культурной необходимостью...
- По большому счету, радиоканалу "Культура" не нужен рейтинг и конкурентоспособность. Есть такое понятие "имиджевый канал". Иными словами, канал, который свидетельствует о наличии в стране активной культурной жизни, крепкой интеллектуальной прослойки и национальной самоидентификации. Именно эту задачу мы и стараемся решить.

Слоган канала: "Мы выбіраем вечныя каштоўнасці".

Дарья ПРОКОПЧУК.