Глеб Шпригов: "От конкуренции в кино все выиграют!"

18.06.2010
"Обозреватель", 18 июня 2010 г.


Продюсер Глеб Шпригов стали известен после его работы с Белтелерадиокомпанией "Майор Ветров" и "Снайпер"; фильмы получились яркими, даже не верилось, что сняты они в Беларуси. Потом наши пути пересеклись - Белтелерадиокомпания пригласила Глеба Шпригова работать над экранизацией моих книг в рамках сериала "Национальное достояние". Параллельно он занят и в других проектах: недавно вышел снятый по сценарию Шпригова сериал "Покушение", запускается производство сериала "Немец", ведется работ а над фильмом "Снайпер-2". Пожалуй, сегодня в нашей стране Глеб Шпригов - единственный настолько "плодовитый" продюсер".

- Глеб, а как становятся продюсерами?
- Думаю, случайно. Это специфическая профессия, связанная с кинобизнесом. Для того, чтобы работать в этой сфере, надо знать общие правила бизнеса и особенности кино. Коммерческая успешность фильма зависит от многих составляющих, риски очень высоки...
Сам я родом из Полоцка. У меня высшее техническое образование, я окончил БПИ, учился в аспирантуре, работал инженером-конструктором на новополоцком заводе "Измеритель". В 1990-е годы, когда стало понятно, что моя специальность не может обеспечить приемлемый уровень жизни, решил заняться бизнесом; довелось перепробовать все: продажу, производство.
Когда я еще получал образование, заинтересовался институтским театром миниатюр. Я играл там и писал сценарии. Наше творчество напоминало современные КВН, Comedy Club, мы придумывали отличные юмористические спектакли, которые в свое время получали множество наград. Впрочем, долгое время у меня не было никаких амбиций в этом плане. Я возглавлял фирму, занимающуюся производством телепрограмм, и постепенно понял, что надо переориентироваться на кинопроизводство. Так, 10 лет назад я стал искать способы заняться такой работой. Для начала поработал линейным продюсером с россиянами. В 2003-м начал снимать свой первый крупный проект - "На безымянной высоте". При этом я активно вмешивался с сценарий, мне казалось, что он недоработан. 

- Какая скромность! Но ведь тебя же не учили писать сценарии.
- Технические и литературные аспекты сценария важны. Но самое главное в сценарии - это чистая математика, логика. У меня с этим все в порядке. Законы драматургии очень строги, их нельзя нарушать. Честно говоря, я вижу мало сценариев, даже написанных профессиональными сценаристами, которые правильны с точки зрения драматургии. Советская школа приучила уважительно относиться к слову. И в какой-то степени это вредит. Хорошо написанный правильным литературным языком сценарий - это необязательно сценарий, по которому можно снять хороший фильм; как правило, по такому сценарию вообще невозможно сделать приличное кино. Те же Годар или Трюфо вообще писали без диалогов, выстраивали драматургию - в актеры передавали это словами, и получались фильмы, которые до сих пор нас восхищают. 

- Продюсеров атакуют начинающие актеры и сценаристы?
- Продюсер вынужден быть в какой-то степени человеком закрытым. Нельзя прийти ко мне с просьбой: "Снимите меня в вашем фильме". Актеров выбирают на кастинге, и как люди туда попадают - это не моя забота. Я никогда никого туда не пристраивал. Что касается сценариев, то я их просматриваю. Теперь я читаю страницу - и уже вижу основные достоинства и ошибки. 

- Твоя продюсерская компания российско-белорусская?
- Кинобизнес сегодня интернационален, никто не стремится реализовать весь процесс самостоятельно. С партерами работать эффективнее. С россиянами я делал много проектов: "На безымянной высоте", "Последний бронепоезд", "Человек войны", "В июне 41-го", был исполнительным продюсером "Брестской крепости". 

- Почему тебя интересует военная тематика? На эту тему снято так много картин!
- Недавно политологи анализировали, какое событие XX века объединяет людей. Выяснилось, что именно победа в Великой Отечественной войне оказывает такое действие. Фильмы про войну сегодня востребованы именно потому, что они объединяют общество. А вот события 1990-х годов, к примеру, непопулярны, никому сегодня не интересны "чернуха", неразбериха в ценностях и идеалах. Тема войны понятна и с точки зрения драматургии, там все ясно: кто плохой, кто хороший, зачем герои предпринимают те или иные действия. Существующий в обществе социальный заказ на такие картины позволяет прогнозировать и коммерческий успех. 

- На кино сегодня можно заработать?
- Конечно, иначе бы люди не занимались этим. Но сегодня требуется больше времени для получения прибыли. В общем и целом это рискованный бизнес, и никто не застрахован от финансовой неудачи, как это недавно случилось с Михалковым. Конечно, основа коммерческого успеха - это хорошее кино. Но многое зависит и от везения. Бывает, что фильм подготовлен хороший - но он не продается. Так было с "Человеком войны". Я считаю, это лучшая работа, которую мы сделали, но коммерческая успешность по этой картине оставляет желать лучшего. В таких ситуациях остается довольствоваться только моральным удовлетворением... Проект "На безымянной высоте" принес продюсерам более 3 млн. долларов. Понятно, что тогда времена были другие. Но это не значит, что сегодня не стоит пытаться работать в этом направлении. "Майор Ветров" и "Снайпер" окупились, у "Покушения", я уверен, тоже хорошие перспективы. 

- В "Снайпере" и "Покушении" работал один и тот же режиссер - Александр Ефремов, главные роли в обеих картинах исполнил Дмитрий Певцов. Почему так произошло? Тебе важна привычная команда?
- Нет, просто в этих картинах были роли именно для Певцова. Такие потрясающие актеры, как Миронов, Безруков, Певцов, сейчас на пике творческой формы. Но для того, чтобы они проявили свой талант, нужна хорошая роль, не "проходняк". В "Снайпере" и "Покушении" главные роли наилучшим образом подходили творческому складу и характеру Певцова. Мы вынуждены думать о коммерческом успехе фильма, поэтому главные роли играют зарубежные актеры, это повышает шансы на продажу прав. Однако белорусские актеры в наших проектах задействованы очень широко, так что упреки в том, что мы под видом "белорусского кино" снимаем россиян, не принимаются... Выбор режиссера дается сложнее, он обусловлен многими факторами: профессионализмом, креативностью, общей философией, пониманием темы. Важно, чтобы режиссеру была интересна идея фильма. Я был уверен, что в тех двух картинах, о которых мы говорим, должен был работать именно Ефремов. 

- Мне кажется, творческая среда должна тебя недолюбливать...
- Я об этом ничего не знаю. Я не знаю, что такое творческая среда. Меня не интересует, кто где что написал, что сказал. Нет времени на то, чтобы вникать в сплетни. Не думаю, что кого-то раздражаю... Поле деятельности для всех огромное. "Беларусьфильм" постоянно говорит: существует дефицит хороших сценариев, приносите, будем снимать. Я делаю, один-два фильма в год. Кому я могу мешать? Причем, как правило, я сам нахожу деньги, сам привлекаю партнеров, пишу сценарий... В этом смысле моя работа параллельна с деятельностью других структур, занимающихся кинопроизводством. Более того, я считаю, чем больше участников на этом поле - тем лучше. Был очень рад узнать о том, что у телеканала ОНТ появились проекты по кинопроизводству. От конкуренции все выигрывают: и производители, и зрители, и само кино!
 
Ольга ТАРАСЕВИЧ.