Геннадий Гарбук: "У деда Талаша есть чему поучиться"

27.01.2012
"Беларусь сегодня. СБ", 27 января 2012 г.


Проходя по минской площади Якуба Коласа, задумывались ли вы, кто сидит по обе руки от глыбы-песняра? Фигуры не подписаны. И лишь сведущие скажут, что это Сымон-музыка и дед Талаш. Тут многие вспомнят, что слышали эти имена на уроках литературы в школе. А кем были в реальности персонажи произведений классика?
В эти выходные канал "Беларусь 1" покажет 4-серийную историческую драму "Талаш", снятую на белорусском языке по повести Коласа "Дрыгва". Главную роль в картине сыграл Геннадий Гарбук, актер Национального академического театра имени Янки Купалы. Накануне премьеры я встретился с Геннадием Михайловичем, и он рассказал, как появилось кино о легендарном человеке. История жизни Василия Исааковича Талаша во многом поучительна.
 
- Геннадий Михайлович, почему именно вас выбрали на роль Талаша?
- Дело было так. Шел я как-то по киностудии "Беларусьфильм", а навстречу мне режиссер Сергей Шульга. Я у него спросил: "Давно ли ты читывал "Дрыгву"?" Вечером Сережа перелистал книгу Коласа и перезвонил мне: "Гена, если делать сценарий по повести, то ничего не получится. Там нет никаких диалоговых сцен". Я говорю: "Ты режиссер - тебе и карты в руки. Пиши. Но с одним условием: Талаша буду играть я. Только никому ни слова!" Поначалу Шульга подготовил сценарий для 8-серийного фильма, в картине даже Пилсудский должен был появиться. Но потом сократили до 4 серий. А осенью 2010 года начались съемки.
 
- Чем вас так привлек образ Талаша?
- Я много переиграл людей из народа. А такая цельная и мощная личность, как Талаш, - типичный народный герой. Однако пьеса по повести "Дрыгва" Коласа ставилась всего 1 раз - в 30-е годы, еще при жизни автора, в витебском Втором Белгостеатре (ныне - Национальном академическом имени Коласа). С тех пор почему-то режиссеры к образу Талаша не возвращались.
 
- Может, потому что действие происходит во времена гражданской войны, а после Великой Отечественной более актуальными стали другие герои и проблематика?
- Война - лишь фон. Важнее личность. А фигура Талаша впечатляющая. Ему было 76 лет, когда он поднял народ на восстание против польских оккупантов. В таком возрасте смог организовать партизанское движение и сам "гойсаў" по лесу - и зимой и летом!

- Однако, как я понимаю, Талаш вам лично симпатичен чем-то еще, раз вы подали идею снять кино?
- Я родом из-под Ушачей. Талаш - из-под Петрикова. Но оба мы - крестьяне. Как и Талаш, я вырос в многодетной семье: у моей бабушки было 9 детей, у деда - 11, а у моих родителей - трое сыновей. Когда началась Великая Отечественная, мне было 7 лет. Отец сразу ушел в партизаны, а мы с матерью и старшим братом Владимиром остались в деревне Горы: приходилось косить, пахать, жать, пасти коров. Василь Талаш вырос в семье, где было 11 детей. В бедности. Рано ушел на заработки: до 19 лет служил пастушком, а потом "прыстаў у прымакi" к женщине, у которой были свой дом и небольшой надел земли. "Сваiм мазалём" Василь заработал на пару волов, лошадь, несколько коров - почти с нуля создал крепкое хозяйство. И выбился в очень уважаемые люди. Думаю, его пример поучителен - Талаш мог бы стать героем и нашего времени.
 
- Колас показал Талаша как героя польско-советской войны. Сейчас о тех событиях мало знают в обществе. Как они представлены в фильме?
- Акцент сделан на идее патриотизма. Но не через призму боевых действий. А через личный выбор Талаша. Он был человеком с обостренным чувством справедливости. Самый яркий эпизод фильма, когда у Василия Исааковича забирают последний стожок сена, а впереди - зима, нужно кормить скотину, но оккупанты над ним еще насмехаются, унижают. И тут у человека возгорается чувство собственного достоинства. Инцидент провоцирует не только личный протест, человек неожиданно для себя вырастает в "атамана", который встает на защиту не только своего добра, но и всего народа.
 
- Кино снимали под Петриковом?
- Нет, около Смолевичей - там есть натурплощадка, где играли основные эпизоды. В усадьбе Репина под Витебском снимали кадры, в которых партизаны захватывают в плен поляков во время бала в панском поместье.
 
- Кому фильм будет интересен в первую очередь?
- Еще перед началом съемок я задавался вопросом: кому это сейчас надо? Ну, наверное, тем, кто любит родину. Может, с помощью фильма люди наконец узнают, кому поставлен памятник на площади Якуба Коласа.
 
- Из всех ролей в кино, какие ваши самые любимые?
- Наиболее любимая роль та, которая хорошо получилась и нравится зрителю. Это, конечно же, Василь Дятлик в "Людях на болоте" и Петрок в "Знаке беды".

- А есть герои, которых бы еще хотелось сыграть?
- Мне уже 78-й год. Есть старая поговорка: если бы молодость умела, а старость могла. Но сейчас театр и кинематограф уже не те, что в пору моей молодости. Поэтому не мечтаю. Репетирую. К счастью, появляются хорошие постановки. Александр Гарцуев представит в Купаловском "Люди на болоте". С середины 60-х на протяжении 20 лет этот спектакль уже шел на нашей сцене в постановке режиссерского трио - Бориса Эрина, Зинаиды Броварской и Галины Владомирской.
 
- А как считаете, у современного зрителя и читателя есть интерес к классике?
- Никакого более сильного средства, влияющего на духовный рост, чем классическая литература, я не знаю. На мой взгляд, трудно найти что-то более прекрасное, чем проза Коласа, Лынькова, Чорного, Паустовского, Бунина, Куприна! Пробовал современное "копнуть": взял в библиотеке книгу одного автора и на первой же странице наткнулся на матерное слово. Захлопнул я этот роман и отложил. Как только встречаю нецензурное выражение, на этом для меня кончается уважение к литератору. Хотя этот писатель когда-то считался духовным лидером моего поколения.

- Белорусская классика, и в частности "Дрыгва", - о деревенской жизни. Вам как человеку из села она близка. А можно ли упрекать городскую молодежь в том, что она Коласа не читает, если человеку, выросшему на асфальте, сюжеты его некоторых произведений непонятны?
- Но корни белорусской культуры - именно в деревне. И никуда мы от этого не денемся. Поэтому в Купаловском театре мы ставим классику, чтобы не потерять связующую нить с предыдущими поколениями. И все время работаем на аншлагах. Это показатель того, что в обществе нашу работу ценят. "Талаш", надеюсь, также внесет лепту в осознание белорусами своего "я". Кстати, фильм собираются озвучивать на русском: если его увидят за рубежом, это поможет лучше понять особенности нашего национального характера.

Cо знанием дела

Сергей Шульга, автор сценария и режиссер-постановщик фильма "Талаш":
 
- В сериале "Талаш" заняты только белорусские актеры. Кроме Геннадия Гарбука, вы увидите Геннадия Овсянникова, Августина Милованова, Зинаиду Зубкову, Александра Ткаченка. Перед написанием сценария я встречался с младшим сыном Якуба Коласа - Михасем Константиновичем Мицкевичем. В картине показаны события 1919 года в Белоруссии. Польские войска пришли на Полесье. Часть населения поддерживала большевиков, другая - поляков. Нашлись и те, кто был за БНР. В водоворот военных действий была втянута каждая семья. Но Василий Талаш взял в свои руки оружие вовсе не только по политическим убеждениям: его родному сыну угрожала опасность, и только он мог ему помочь. У главного героя сериала безвыходная ситуация, и, чтобы вытащить сына из рук поляков, отец отправился за поддержкой к Красной Армии.

Виктор КОРБУТ.