Эпоха в лицах, или Допинг для самосознания

10.06.2011
"Минский курьер", 10 июня 2011 г.


Белорусам есть чем гордиться, уверены создатели документального телепроекта "Эпоха" на Первом канале.
- Проект "Эпоха" задумывался как цикл фильмов о наиболее масштабных событиях и значимых персонах в истории нашей страны, - рассказывает автор и ведущий Олег Лукашевич. - Идея родилась в начале 2001 года, когда в рамках другого проекта, "Наша спадчына", с соавтором Александром Алексеевым колесили по стране и открывали для себя и зрителей уникальные места и оригинальные памятники архитектуры. Вышло более ста выпусков программы, как итог - фотоальбом "Спадчына Беларуси", который с 2004 года переиздавался более десяти раз и имел невероятный успех. Распродано свыше 40 тысяч экземпляров! Позже пришли к выводу: наиболее красноречиво о Беларуси могут рассказать истории судеб известных людей, которые родились здесь и внесли огромный вклад в мировую культуру. Никто так не прославил Витебск, как Марк Шагал. Благодаря преподобной Евфросинии о полоцкой школе зодчества стало известно во всем славянском регионе. Кто знал, что один из основателей Голливуда и вдохновитель премии "Оскар" Луис Майер родился в Минске? Мы стараемся разбудить самосознание белорусов и доказать: нам есть чем гордиться. О том, что лучшим другом экспрессиониста Амедео Модильяни был выходец из Смиловичей Хаим Сутин, раньше мог поведать разве что искусствовед. Мы одними из первых сняли в фондах Национального музея в Варшаве портреты Радзивиллов, которые советское правительство подарило польскому в 50-х годах прошлого века. Чтобы интересно рассказать о выдающемся геологе, географе и этнологе, ректоре Чилийского университета Игнатии Домейко, пришлось слетать в Чили и отыскать его дом, родственников, уникальные документы. 

- Сколько времени вы проводите в архивах?
- Александр Алексеев: Над одним фильмом трудимся около двух лет. В процессе сбора материала также задействованы консультанты, специалисты в определенной области. Проводится серьезная исследовательская работа. Первостепенная задача - открыть и показать что-то новое. По ходу съемок всплывает масса неточностей. К примеру, в наших энциклопедических изданиях Игнатий Домейко проходит как национальный герой Чили. А в Чили узнаем, что это звание может получить лишь военный человек, а Домейко - почетный гражданин страны. 

- Какие важные открытия были сделаны во время съемок?
- Александр Алексеев: Пожалуй, самые значительные - при подготовке фильма о Шагале. Когда отсняли около 80 процентов материала и почти смонтировали его, то нашли сына художника от второго брака - Дэвида МакНила. Созвонились и через три дня вылетели в Париж на интервью. Новая информация в корне изменила весь фильм. 

- Как вам удалось его разыскать?
- Олег Лукашевич: Мы контактируем со многими иностранными специалистами, этой информацией поделились коллеги из США. В фильме были и другие уникальные моменты. Например, в Нью-Йорке нам показали сохранившиеся театральные декорации середины 1940-х годов, созданные Марком Шагалом для спектакля Игоря Стравинского "Жар-птица". Посетили местечко возле канадской границы, где умерла первая жена художника - Белла, и своими глазами увидели запись, когда и от чего она скончалась, отыскали дом семьи в США. Соседка, хорошо помнившая Шагала, рассказала потрясающую историю. Когда известный живописец после окончания Второй мировой войны уехал в Европу, дом решили продать. Ида, дочь Шагала и Беллы, вывезла самое ценное - живопись. Архивы, переписка, фотографии, рисунки, акварели, наброски - все осталось на чердаке. Стены в жилище были расписаны рукой мастера. Дом купила американская семья. Вместо того чтобы сохранить уникальные вещи, новые хозяева отправили их в костер, не имея понятия об истинной ценности "хлама". Представляете, если бы все это отдали Витебску?! 

- Проект "Эпоха" масштабный, а значит, затратный... Что нужно сделать, чтобы получить добро на столь серьезную работу?
- Александр Алексеев: Для начала доказать, что вы чего-то стоите как профессионал. Руководство телекомпании, оценив старые заслуги, дало зеленый свет. И потом, к примеру, "Эпоха Марка Шагала" получила почетную медаль и диплом победителя на IX Евразийском телефоруме в Москве, документальный фильм об Адаме Мицкевие - диплом с отличием в Польше на X конкурсе имени Ежи Гедройца, фильм об Иване Хруцком отметили на "Телевершине-2011". Это еще раз подтверждает: мы двигаемся в правильном направлении. 

- Каковы ваши профессиональные ориентиры?
- Олег Лукашевич: Мы рассматриваем журналистику как средство достижения определенных целей. Хотим приносить пользу стране, а не тешить свое эго. В работе руководствуемся прежде всего европейскими стандартами. В 1996 году я стажировался в Международном образовательном центре СIRNEA в Париже, что кардинальным образом изменило мое мировоззрение. Наблюдал, как работают лучшие западные телекомпании. В том же году аккредитовался на международный Каннский кинофестиваль, что для представителя белорусских СМИ сравнимо разве что с полетом на Луну. Чистая журналистика для меня неинтересна. Поэтому мы с Александром хотим создавать не сиюминутный продукт, а тот, который будет востребован долгое время. К примеру, наши презентационные альбомы об историческом наследии Беларуси с удовольствием откроют даже через 100 лет, а фильмы из Проектов "Наша спадчына" и "Эпоха" преподаватели уже сейчас показывают на уроках в школах и университетах. В проекте фильмы о Наполеоне Орде, Максиме Богдановиче и замке Радзивиллов.

Фильмография документального цикла "Эпоха":
2006 - "Эпоха Марка Шагала", "Преподобная Евфросиния Полоцкая", "Луис Майер. Лев Голливуда", "Станислав Август Понятовский";
2007 - "Тадеуш Костюшко. Возвращение героя";
2008 - "Адам Мицкевич", "Игнатий Домейко";
2009 - "Николай Судзиловский-Руссель", "Франциск Скорина";
2010 - "Борис Заборов. Долгая дорога домой", "Знаменитый-неизвестный. Иван Хруцкий", "Радзивиллы. Портретная галерея";
2011 - "Радзивиллы. Несвижские владения. Костел Божьего тела", "Парижская школа. Художники из Беларуси". 

Надежда ТАГАН.