Дела идут на "Лад"

20.09.2003
"Советская Белоруссия", 20 сентября 2003 г.


Накануне открытия телевизионного сезона председатель Белтелерадиокомпании Егор Рыбаков рассказал о планах Первого национального телеканала, а также о судьбе нового семейного канала "Лад".

- Егор Владимирович, Второй национальный телеканал, о котором все только и говорят, все-таки откроется в новом сезоне?

- В декабре прошлого года мы начали работать над этим проектом. Вначале планировалось, что канал будет называться "Спадчына". Сам канал задумывался как культурологический, просветительский. Однако мы провели ряд социологических исследований, в результате которых пришли к выводу, что в информационном пространстве Беларуси не хватает именно семейного телеканала. Поэтому мы изменили направленность и название нового канала. Он будет называться "Лад". Один из главных слоганов канала: "Лад у сям'i - згода ў краiне". Мы искренне надеемся, что "Лад" будут смотреть и дети, и взрослые. Программы семейного канала составлены с учетом вкусов самых разных возрастных групп: воспитательные и развлекательные, познавательные и образовательные. Абсолютно исключено, что на этом канале можно будет увидеть что-то, хоть отдаленно напоминающее пропаганду насилия или жестокости. Основу вещания составят три прямоэфирные программы: утренняя, дневная и вечерняя. Мы планируем начать трансляцию уже в октябре, но точную дату я пока назвать не могу.

- На какой кнопке будет транслироваться "Лад"?

- Прежде всего следует отметить, что канал создается на базе областных телерадиообъединений. Там работают по-настоящему профессиональные коллективы, способные производить качественный продукт. В каждом регионе у "Лада" будет своя кнопка. В Минске новый семейный канал займет передатчик, на котором вещает "Культура". Все желающие смотреть российский канал смогут это делать с помощью спутникового телевидения.

- На новом канале появятся новые лица или мы увидим там уже известных звезд Первого национального?

- Ведущие областных телестудий будут работать на свой регион. В столице появятся новые ведущие. Вместе с тем мы предложили перейти на "Лад" таким известным лицам БТ, как Наталья Брадзиловская и Александр Доморацкий. Их имидж, на наш взгляд, идеально соответствует требованиям телеканала для всей семьи.

- Если я правильно поняла, то сетку "Лада" займут сплошь благонравные программы и фильмы. А как насчет рекламы?

- Реклама будет. В разумных пределах. Мы не ставим своей целью зарабатывать на рекламе. Мы также отказались от борьбы за рейтинг. "Лад" должен воспитывать людей, пропагандировать семейные ценности. "Лад" не будет конкурировать ни с российскими телеканалами, ни с белорусскими. Это наша твердая и принципиальная позиция. Мы выполняем государственные задачи. Ни о какой коммерции не может быть и речи. В свое время от Первого национального телеканала требовали, чтобы он был и воспитательным, и культурологическим, и динамичным, и европейским - и чтобы он при всем этом зарабатывал деньги. Но это невозможно делать в рамках одного канала. На примере каналов "России" и "Культуры" можно увидеть, как одна телекомпания строго распределила между двумя своими кнопками коммерческую и просветительскую задачи.

- Исходя из этого, каким будет Первый национальный телеканал в дальнейшем?

- Первый национальный сейчас позиционирует себя как главный информационный телеканал страны. Именно на Первом национальном можно узнать главные новости Беларуси и всего мира. Новости будут выходить каждый час. Можно сказать, что, переходя к ежечасному формату новостей, БТ претендует на роль серьезного европейского телеканала. Мы готовились к этому не один месяц. За последние полгода приняли в штат АТН около 20 новых сотрудников. Расширили международный отдел, изменили внутреннюю структуру Агентства. Теперь у нас есть возможность получать самую оперативную информацию со всего мира.

- Что, и собкоры АТН в европейских столицах появятся?

- В ближайшее время мы этого не планируем. Собкоров может себе позволить только очень богатая телекомпания. Честно говоря, мы не испытываем в этом острой необходимости. Первый национальный является подписчиком на все новостные ленты. Мы можем получать все нужные видеоматериалы одновременно с крупнейшими телекомпаниями.

- Помимо структуры информационного вещания, что изменится в новом сезоне?

- Наиболее рейтинговые программы, запущенные в прошлом сезоне, будут выходить в новом, расширенном формате. Кроме того, мы подготовили очень много любопытных премьер. Среди них - первое в истории всех белорусских телеканалов лицензионное шоу "Одноклассники". Народная передача "Моя страна", где любой телезритель сможет попробовать себя в качестве ведущего или автора сценария. Музыкальная программа "Точка". Три наши телезвезды - Елена Спиридович, Светлана Боровская и Тамара Лисицкая - будут общаться со своими зрителями в межпрограммное время. Популярные персонажи Саша и Сирожа теперь ведут на Первом национальном новое шоу "Достань звезду". Подготовлены цикловой тележурнал для женщин "Шпилька", информационно-аналитическая программа "Вокруг планеты", юмористическая передача "Любой каприз". Ночной эфир в новом сезоне претерпел некоторые изменения. В частности, "Школа злословия" переросла в "Академию злословия". Не стану подробно останавливаться на отдельных проектах. Скажу лишь, что нам есть чем приятно удивить своих зрителей. Все, что задумывалось и планировалось, удалось реализовать вовремя. Если раньше существовала такая практика - готовить новый сезон буквально за две недели и выдавать в эфир все с колес, то на этот раз мы начали готовиться еще зимой. Это говорит о том, что Первый национальный телеканал работает на самом высоком европейском уровне.

- Егор Владимирович, что будет с телесериалами на обоих телеканалах Белтелерадиокомпании?

- На Первом национальном после выпуска "Панорамы" будут демонстрироваться художественные фильмы. Не обещаю, что это будут сплошь мировые премьеры. Но все фильмы качественные, отвечающие требованиям телеканала, не пропагандирующего сомнительные ценности. Что касается привычных сериалов в жанре мелодрамы, то их мы будем показывать на семейном канале "Лад".

- Почему Белтелерадиокомпания до сих пор не снимает собственных телесериалов? Ведь во всем мире их производство сейчас приоритетно на телевидении. Это очень прибыльно. Да и белорусский телезритель уже созрел для того, чтобы узнавать родные лица и места в сериалах.

- В Беларуси еще до конца не сформирован рекламный рынок. Для сравнения: миллиард долларов - емкость рекламного рынка в России и 10 миллионов - в Беларуси. Средняя цена одной серии теленовеллы - 40 тысяч долларов. В настоящий момент мы не сможем окупить производственные затраты на сериал за счет рекламы. Но я думаю, что мы к этому еще придем. И обязательно устроим интерактивное голосование зрителей, в котором предложим выбрать несколько тем и жанров. Мы хотим, чтобы первый белорусский сериал вышел на Первом национальном телеканале.

- Егор Владимирович, напоследок расскажите, пожалуйста, что это за скандальная история с исками, которые Белтелерадиокомпания подала на некоторые печатные издания?

- Никаких скандалов. Дело в том, что ранее у компании не было серьезной юридической службы, которая отслеживала бы соблюдение всех букв закона нашими сотрудниками и по отношению к нам со стороны других СМИ. Прежде всего вопрос касается защиты авторских прав, также защиты чести и достоинства. В частности, наша юридическая служба занялась анализом публикаций о Белтелерадиокомпании за последние несколько лет. Выяснилось, что в ряде газет были опубликованы статьи, которые носят явно клеветнический и оскорбительный характер, и, с нашей точки зрения, был нарушен закон. Будем искать защиты в суде. У нас есть много желающих поговорить о "правовом государстве", но при этом считать, что им законы не писаны. Полагаю, что это заблуждение... Наш главный принцип - прозрачность в делах.

Анна ШАДРИНА, "СБ".