Дакота? Елфимов? Моисеев?

03.12.2008
"Народная газета", 3 декабря 2008 г.


Кто представит Беларусь на музыкальном чемпионате Европы, решите вы! 
В Минске завершился прием заявок для участия в национальном телевизионном музыкальном проекте "ЕвроФест", который является отборочным туром международного телевизионного конкурса песни "Евровидение". Кто же изъявил желание представить Беларусь на музыкальном чемпионате Европы в Москве в мае 2009 года? Какие нововведения Европейского вещательного союза ожидают зрителей и участников? На эти и другие вопросы корреспондента "НГ" отвечает руководитель проекта "ЕвроФест" Александр Тиханович.
 
- В этом году мы приняли 116 заявок от авторов песен и исполнителей, среди которых "Песняры", Гюнешь, Петр Елфимов, Александра Гайдук, Ольга Плотникова, Дмитрий Смольский и другие. Есть в этом списке и Дакота - наша землячка, успешно работающая сегодня в России. Мы договорились с продюсерами Дакоты, что если она станет победителем "ЕвроФеста" и соответственно будет представлять Беларусь в Москве, то еще на протяжении трех лет после этого ей предстоит принимать участие во всех концертах, которые проводит "Белтелерадиокомпания". Ведь в подготовку белорусского участника будут вложены большие средства, которые нужно отработать. Что касается слухов о том, что Беларусь намерен представлять Борис Моисеев, то слухами они и остались. Я думаю, что Боря очень грамотно провел пиар-кампанию, заявлял, что его приглашает Россия, Украина... Моисеев - потрясающий балетмейстер и, как мне кажется, смог бы придумать интересное шоу и показал бы себя не хуже, чем, скажем, Верка Сердючка или Индюк.
 
- Александр Григорьевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о композициях, которые поступили на суд жюри.
- Я послушал пока не все произведения, так как это не скорый процесс. Процентов двадцать от услышанного мной, как мне кажется, могло бы понравиться Европе. Приятно, кстати, что среди авторов и исполнителей есть и никому не известные имена. Что же касается вкусов самой Европы, то здесь полная непредсказуемость. Я всегда говорю, что это как чемпионат Европы, только музыкальный. А результаты любого соревнования непредсказуемы. Да, белорусская песня конкурентоспособна, и у нас есть все, чтобы подготовить достойный номер.
 
- Почему же тогда выше шестого места мы не поднялись?
- Знаете, попасть в десятку - это уже победа. Композитор, песня которого вошла в десятку, получает солидные гонорары, пиар в Европе... Хотя, как поется в известной песне группы "АББА", победитель получает все. Со своим гастрольным туром он ездит по странам Европы. Билан, например, после победы в конкурсе посетил с гастролями шесть государств. Но вы не хуже меня знаете, что "Евровидение" по-прежнему славится своей непредсказуемостью. Например, на последнем конкурсе, на мой взгляд, лучшей была Ани Лорак, хотя и заняла второе место. 

- Так, может, не стоит вкладывать в "ЕвроФест"столько сил и средств? Собрать жюри, назвать исполнителя и подобрать ему песню, как, к примеру, поступают в Греции. И результат налицо...
- Не согласен с вами. Ведь мы проведем "ЕвроФест", выберем одного победителя, но уже будем знать финалистов, их возможности. И этих артистов не стоит забывать. С ними надо работать, "взрастить", если хотите, для того, чтобы им писали песни, чтобы их увидели, развивали, чтобы они за год наработали большой музыкальный багаж. Мы могли бы провести мастер-классы, ведь сегодня у нас есть договоренности и с английскими, и с греческими студиями. Мы знакомы с представителями ведущих европейских звукозаписывающих компаний. Это можно сделать на высочайшем уровне и тем самым поднять нашу песню. В этом году я буду предлагать именно такой подход.
 
- Скажите, а после окончания конкурса "работу над ошибками" проводите?
- Мы обсуждаем детали в режиме нон-стоп - до, в момент и после конкурса. Ведь самое важное выступление для артиста - на первой репетиции, когда журналисты всей Европы знакомятся с тобой, так как до этого они слышали тебя в записи, а тут ты поешь живьем. Например, когда на репетиции Колдун не взял последнюю ноту - все об этом тут же разочарованно написали. Как вы помните, Диму продюсировал Филипп Киркоров. Кстати говоря, он гениальный продюсер. На полную мощь использовал все свои ресурсы по промоушену наших исполнителей. Первой была Анжелика Агурбаш. После ее номера он сказал: меня просили "понтов" - я им это дал на миллион процентов, но я же не мог стать на сцену и спеть вместо нее. На мой взгляд, в случае с Анжеликой была другая ошибка: для артистки кино подобрали песню как для артистки-вокалистки. С Димой Колдуном приятно работать - он боец. Немного другая ситуация была с Русланом Алехно. Он замечательный артист. Ему нравился выбранный имидж мачо. Ошибка в том, что психологически с Русланом надо было работать больше - больше настраивать, педагоги должны были его ориентировать на то, что нужно работать круглосуточно, а этого не было. Билан, например, так и делал - работал круглосуточно. На всех презентациях, вечеринках, ведь "Евровидение" - это прежде всего пиар. 

- И все же странная ситуация получается. Если мы выигрываем на детском "Евровидении", все говорят: "Талант!" А если неважно выступаем на взрослом - пытаются приплести политику...
- Я приведу только один пример. В этом году мы пригласили на "Славянский базар" одного из руководителей Европейского вещательного союза господина Бьерна Эрикссона. Он посмотрел концертную программу белорусского дня, высказал лестное мнение. Вечером сидим за ужином, а он такой задумчивый. Спрашиваю, в чем дело. "В Европейском союзе разделились мнения, - отвечает. - Одни говорят, что вам надо помогать, а другие считают, что вас надо душить. Я - за помощь!"
Посему я считаю, что выступление нашего артиста тоже (не знаю, напрямую или косвенно) зависит от этих связей и контактов, от того, как воспринимают страну.
 
- Много говорится о нововведениях как в рамках самого "ЕвроФеста", так и "Евровидения-2009"...
- Что касается "ЕвроФеста", то есть новшества в голосовании. Если в прошлом году финалиста определяло профессиональное жюри, то в этом году лучшего из лучших выберут телезрители. А что касается голосования на "Евровидении-2009", если раньше победителей определяли только зрительским голосованием, то начиная с этого года вместе с телезрителями в каждой стране будет работать еще и альтернативное жюри. Затем будут учитываться оценки тех и других. Результаты сплюсуют, после чего вынесут среднее арифметическое. Как вы понимаете, такая система теряет свою прозрачность, и все, что остается, - надеяться на честность организаторов конкурса. 

Справка "НГ"
Проект "ЕвроФест" стартовал в 2006 году как белорусский национальный отборочный тур к международному конкурсу песни "Евровидение". Руководитель проекта - народный артист Беларуси Александр Тиханович. В 2007 году европейскими СМИ национальный отборочный финал проекта "ЕвроФест" признан одним из лучших. Самым высоким результатом участия Республики Беларусь в международном конкурсе "Евровидение" стало выступление в 2007 году Дмитрия Колдуна с песней Work your magic, где он занял шестое место в финале.
В 2007 и 2008 годах в рамках проекта "ЕвроФест" в Беларуси проходили масштабные концерты "Звезды Евровидения" и "Беларусь - 12 баллов", в которых принимали участие такие звезды, как Dana International (Израиль), группа Lordi (Финляндия), Marija Serifovic (Сербия), Ани Лорак (Украина), Дима Билан (Россия), Дмитрий Колдун (Беларусь) и другие.

Алексей ВАЙТКУН, "НГ".