Чувство эфира

06.04.2007
"Советская Белоруссия", 6 апреля 2007 г.


Почти год назад "СТС-Медиа" первой из российских телекомпаний сделала смелый шаг - разместила на американской фондовой бирже Nasdaq 20 процентов акций. Предварительную стоимость компании, объединившей телеканалы СТС и "Домашний", тогда оценили более чем в 3 миллиарда долларов - феерический успех у зрителей ситкома "Моя прекрасная няня" и лицензионного сериала "Не родись красивой" не на шутку вдохновил аналитиков. "СТС-Медиа" стали называть не иначе как "самым быстрорастущим медийным игроком на ближайшую перспективу"... Увы, прошло совсем немного времени и сладкие иллюзии обернулись разочарованием...
Повторить достижения прошлых лет в новом телесезоне не удалось. Сериал "Петя Великолепный", который, как рассчитывало руководство телекомпании, должен был обеспечить каналу СТС успех не меньший, чем злоключения Кати Пушкаревой, ожиданий не оправдал. Спустя всего две недели "Петя" покинул прайм-тайм, а затем и вовсе исчез из эфира. Да и в целом интерес аудитории к некогда популярным телеканалам "СТС-Медиа" заметно снизился. И вот крупнейший в Восточной Европе оператор медиа-рекламного рынка - Группа компаний "Видео Интернешнл" - уже предлагает рекламодателям обсудить сокращение объемов рекламы на телеканалах СТС и "Домашний" в феврале и марте. Итог: телекомпания недополучила 10 миллионов рекламных денег, стоимость ее акций на бирже поползла вниз...
Обеспокоенная сложившейся ситуацией, "СТС-Медиа" теперь размышляет над приобретением новых телеканалов и выходом на рынки соседних стран. Однако ждут ли их там? Сомневаюсь. Потому что знаю: везде хватает своих амбициозных игроков медиа-рынка. Вот свежий пример. Наш. Отечественный.
...Проанализировав свою деятельность в 2006 году, Белтелерадиокомпания выпустила добротный документ с весьма любопытными цифрами и графиками. Фактов, подтверждающих успешное развитие национального телевидения, здесь немало. К примеру, всего за год среднесуточный объем вещания Первого канала увеличился с 17 до 20 часов. Почти 18 часов в сутки - таков нынешний эфир телеканала "Лад". С переходом в июне минувшего года на спутниковое вещание аудитория телеканала "Беларусь-ТВ" (созданного, кстати, только в феврале 2005-го) составила 4,5 миллиона зрителей в 12 странах мира... Но телевидение - это не только новости и кино. Это еще и бизнес, способный приносить немалые доходы.
В последние годы бюджетные ассигнования на поддержку деятельности Белтелерадиокомпании закономерно снижаются - телеканалы зарабатывают деньги самостоятельно. Всего за год объем рекламных услуг вырос здесь на 73 процента. В два раза увеличились доходы от рекламы на телеканале "Лад", все популярнее у рекламодателей Первый канал, прибыль которого за счет рекламных роликов в прошлом году увеличилась на 9 процентов. Кстати, интересная параллель: за минувший год "рекламный" доход телеканала НТВ, вещающего на территории Беларуси, уменьшился на те же 9 процентов...
Рекламодатели - они, как флюгер, "погоду" в эфире улавливают безошибочно. Очевидно, что им выгоднее сотрудничать с набирающими силу и популярность национальными телеканалами, чем с тем же НТВ, превратившимся в довольно-таки субтильного игрока на нашем медиа–рынке. В свою очередь, завоеванные позиции Белтелерадиокомпания сдавать не собирается - с толком вкладывает деньги рекламодателей на закупку современного оборудования и лицензионных фильмов, приобретает права на трансляцию популярных международных спортивных программ. Достаточно вспомнить только прошлогодние матчи Кубка мира ФИФА, чемпионат мира по хоккею, Лигу чемпионов УЕФА, чемпионат мира по гонкам "Формула-1", игры НБА... Рейтинговые проекты "Площадь Победы" или "ЕвроФест" (подобных которым, к слову, нет больше ни на одном телеканале) также были созданы за счет прибыли от рекламы. Словом, тенденции развития национального эфира - налицо. Чтобы быть интересным, надо быть успешным. Кто ж с этим поспорит?