Что остается за кадром новостных сюжетов?

09.11.2012
"Народная газета", 9 ноября 2012 г.


Новости утром, днем, вечером... Зритель едва успевает переваривать информацию. А представьте, каково репортерам! Сколько им ежедневно приходится пропускать через себя фактов, цифр, событий, чтобы обо всем рассказать вам в очередном выпуске новостей. Обо всем... да не обо всем. За кадром остается еще столько интересного! Хоть ты бери и снимай отдельный сюжет. Что, впрочем, в АТН и делают. Программа "Неитоги" на канале "Беларусьь 1" - еженедельный авторский проект, в котором информационный повод и наблюдавший за ним репортер меняются местами. Своими впечатлениями, эмоциями, переживаниями здесь делятся те, кто обычно остается за кадром. Катерина Шибко, одна из ведущих и авторов проекта, рассказала, легко ли разговорить тех, кто привык расспрашивать сам, какие казусы случаются у репортеров во время съемок и сколько дублей уходит на запись одного стендапа.

- Катерина, "Неитоги" - своеобразные новости "без галстука" - проект довольно необычный для белорусского телевидения. Какое событие, эпизод или, возможно, зарубежный опыт натолкнули на создание проекта?
- Идея "Неитогов" принадлежит Агентству теленовостей. Такого проекта на отечественном телевидении действительно еще не было. Он словно приоткрывает занавес телевидения. В проекте можно увидеть и услышать то, что не покажут и не расскажут зрителю в новостном сюжете. Проект идет по субботам. И его цель, во-первых, - интересно подвести итоги уходящей недели, еще раз пройтись по самым ярким событиям, которые обсуждают и еще долго будут обсуждать. Во-вторых, "разбавить" субботний выпуск новостей легким интересным проектом. А в-третьих - показать наших корреспондентов и их работу.

- Как возникло название проекта?
- "Неитоги" - это НЕстандартный подход, НЕофициальное подведение итогов в рамках выпуска официальных и серьезных новостей.

- Катерина, на первый план в "Неитогах" выходят впечатления и переживания тех, кто обычно остается за кадром. Чьи эмоции и от какого события заставили удивиться вас больше всего?
- У корреспондентов всегда столько эмоций! Особенно когда берешь у них интервью сразу после съемок. Они только приехали, спешат на эфир, и мы тут: "Пару слов для "Неитогов"!" Безусловно, так получаются самые яркие и живые кадры. Вспоминаю, как наш корреспондент Алена Лешкевич и оператор Александр Бирецкий летали в пострадавший от наводнения Краснодарский край. Это была единственная съемочная группа из Беларуси, которая отправилась тогда на место трагедии. Полетели очень внезапно. Ребята совершенно не готовились. Подвезли необходимые вещи - и в путь. Когда они вернулись, наша съемочная группа "Неитогов" была первой, кто их встретил. Они совершенно не понимали, зачем мы их снимаем. Первое, что вырвалось у ребят: "Мы такие лохма-а-атые!" Фраза сразу же попала в анонс "Неитогов".

- С журналистами наверняка и работать легко? Это не те люди, которых приходится долго "разговаривать"?
- В общем да. Но я замечаю, что некоторые корреспонденты не совсем конфортно чувствуют себя в новом амплуа. Им привычнее самим брать интервью. Поэтому иногда они теряются. "Ну что, что там тебе сказать?" - советуются. А порой и вовсе "вырывают" из рук микрофон.

- А кто отбирает самые любопытные новости за неделю для "Неитогов"? И как это обычно происходит?
- "Неитоги" делают два автора-ведущих - я и моя коллега-репортер Диана Ревякова. Мы чередуемся через две недели. Темы, как правило, выбираем в пятницу. Еще раз просматриваем выпуски новостей, вспоминаем, что на неделе было самым ярким и заметным, анализируем, что больше всего обсуждается. Определяем тему, договариваемся с корреспондентом о встрече (что не так-то просто - то он на съемке, то на эфир спешит), просим вспомнить, что осталось за кадром. То, что зритель не смог увидеть в эфире, нас и интересует больше всего. Закадровая жизнь, слухи по теме, личное мнение, эмоции...

- И, наверное, всяческие казусы, которые происходят во время съемок?
- Безусловно! Вспоминается случай с моей коллегой Инной Пилевич, которая снимала сюжет про деревню Париж - ей исполнялось два столетия. Инна в кадре. Вдохновленно рассказывает о деревне, о том, что в ней есть даже свои Эйфелева башня и Елисейские поля. И в этот момент на заднем плане, напротив башни, о которой говорит Инна, начинают толкать машину, которая застряла в болоте. Картинка еще та!

- Лично вам, Катерина, какой опыт дает проект "Неитоги"?
- Для меня, репортера, в первую очередь это совершенно новый формат работы. Работа в студии, со студийными операторами, звукорежиссерами, стилистами... Вначале была просто ведущей программы. А потом мне предложили еще и стать ее автором. Теперь со своей колокольни делаю "Неитоги" - так, как я их вижу. Стараюсь добавлять в проект больше закадровой жизни, в том числе показывать зрителям неудачные дубли корреспондентов. Так, например, я "спалила" репортера Якова Буту, у которого никак не получалось записать стендап к сюжету о Чупакабре - на улице было уже очень темно. Неудачные дубли ушли в эфир "Неитогов".

- Легко ли соглашаются на подобное "разоблачение" корреспонденты?
- Многие журналисты уже знают, что я могу их в какой-нибудь момент подловить, и стараются быть максимально осторожными. Конечно, меня это злит. Мне же хочется больше живых эмоций в эфире! Тем не менее выловить какой-либо интересный момент или признание удается довольно часто. После чего стараемся обыграть интервью с корреспондентами. Яков Бута, который рассказывал, как снимал сюжет о том, что наши авиакомпании будут приобретать самолеты бразильского производства, появился в "Неитогах" с подаренным ему маленьким сувениром - самолетиком. А Юрий Шевчук, снимавший сюжет про диггеров, которых чуть было не затопило, признался, стоя возле люка, что теперь ходит по улице с опаской: а вдруг диггер откуда-нибудь вылезет?

- Катерина, как вы думаете, "Неитоги" - "долгоиграющий" проект?
- Думаю, да. Программе скоро будет год. Чтобы зритель не уставал, периодически вносим изменения. Последняя "фишка" - неудачные дубли репортеров. Думаю, скоро в "Неитогах" будут еще обновления. Уже есть пара новых идей, как сделать проект еще более интересным и живым.

Людмила МИНКЕВИЧ.