Что нам готовит “лотерея” в Лиллехаммере?

14.09.2004
“Народная газета”, 14 сентября 2004 г.


20 ноября Европа будет выбирать лучшего из лучших среди своих юных музыкантов - пара месяцев осталась до детского "Евровидения-2004". На сей раз это маленькое дитя большого конкурса, успевшего стать символом эстрадного искусства для нескольких поколений европейцев, будет принимать и пестовать норвежский город Лиллехаммер. Беларусь, разумеется, в числе участников. Позади эйфория дебюта и прекрасный, особенно для первого раза, результат Оли Сацюк из Кобрина - четвертое место. Впереди - новые волнения и надежды. Белтелерадиокомпания готовит гала-концерт, который выйдет в эфир 21 сентября - для того чтобы наши зрители путем интерактивного голосования выбрали юного участника детского "Евровидения" от Беларуси. С 9 счастливцами, отобранными из числа подавших заявки, полным ходом идут репетиции на базе Молодежного театра эстрады.
О том, как готовится Беларусь к детскому "Евровидению", наш разговор с членом оргкомитета по подготовке и проведению детского международного конкурса песни "Евровидение-2004", исполнительным продюсером телеканала "Лад" Людмилой БОРОДИНОЙ.

- Людмила Афанасьевна, на ваш взгляд: чем важно участие Беларуси в детском "Евровидении"? Не секрет, что отношение к "Евровидению" как явлению и в нашей стране, и за рубежом весьма неоднозначное. Одни говорят "престижный конкурс", другие - что там нет творчества, одна политика...
- Вряд ли сегодня можно спрогнозировать, как в ближайшее время сложится судьба детского "Евровидения", не развернется ли оно в ту же сторону, что и взрослое. К сожалению, даже по опыту первого детского конкурса, достаточно было взглянуть на то, кто как голосовал, и становилось понятно, что та же схема, которая существует на взрослом конкурсе, в некоторой степени проявляется и на детском. Греки голосуют за киприотов, Голландия - за Великобританию, словом - каждый за тех, кого лучше знает. Но если говорить о том, зачем нам детское "Евровидение"... Главная цель - выявить самородков. Детский конкурс по своим условиям жестче взрослого. В последние годы теряешься в догадках: "Евровидение" - конкурс песни или исполнителя? К примеру, в 2003 году дуэт "Тату" выступал с песней, написанной для него американским композитором. Украинскому исполнителю Пономареву песню написал композитор израильский. Говорить о том, что это были российская и украинская песня, уже можно лишь с большой натяжкой. В детском же конкурсе желательное условие: исполнитель, композитор, автор текста в одном лице. Представляете, какие таланты мы ищем!

- Но в прошлом году Оля Сацюк пела песню, написанную Катей Липовской?
- Это допускается правилами. Но делается только в том случае, если авторское исполнение в каких-либо нюансах проигрывает. Катя вполне могла спеть свою песню сама, и исполняла она, кстати, ее очень хорошо. Но кто выигрышнее смотрится на детском конкурсе - пятнадцатилетняя девушка или десятилетний ребенок?

- Значит ли это, что и теперь в Лиллехаммер от Беларуси отправится малыш, а не подросток?
- Вовсе нет. Возраст - всего лишь нюанс, который нельзя не учитывать. Но главное - сама песня, талант исполнителя и его любовь к сцене, которая способна зажечь публику.

- Сколько заявок поступило в оргкомитет в этом году?
- Не много - 27. Я связываю это с тем, что было очень мало времени: мы только в июле получили утвержденные международные правила и смогли объявить конкурс.

- То бишь, говоря вузовским языком, было три человека на место?
- Да, я согласна, это немного. Но даже если бы у нас было 150 или 300 заявок, это не дало бы большей гарантии, что среди них мы найдем песню, достойную "Евровидения". Из 27 представленных композиций мы отобрали 9. И поверьте, они очень хорошие!

- Кто будет готовить маленьких звезд к такому сложному сценическому экзамену, как 20 ноября в Лиллехаммере?
- Репетиции идут под патронатом художественно-постановочной группы, в которую входят балетмейстер, педагог по вокалу, режиссер телевидения и другие специалисты. Отдельная задача поставлена перед художником по костюмам.

- Оля Сацюк говорит, что многому научилась у Инны Афанасьевой, которая занималась с ней перед "Евровидением". Будет ли в этом году такой обмен опытом между профи и маленьким исполнителем?
- Инну Афанасьеву в качестве такого педагога нам в прошлом году посоветовала Ядвига Поплавская - и, как видите, мы не ошиблись! Безусловно, Инна провела просто грандиозную работу с Олей, научила ее держаться на сцене, правильно дышать, "открывать ротик" - часто дети поют, чуть размыкая губы. В этом году за то, что раньше пришлось делать одной Афанасьевой, возьмутся сразу несколько специалистов, так сказать, узкого профиля. Комплексно работать над имиджем ребенка будет целая художественно-постановочная группа, включающая, повторюсь, всех необходимых наставников - от вокалиста до хореографа. Если же Инне Афанасьевой гастрольный график позволит выкроить время для консультаций, мы с радостью злоупотребим ее вниманием!

- На прошлом взрослом "Евровидении" нашим исполнителям, дуэту "Александра и Константин", мягко говоря, не очень повезло. Это не отражается на энтузиазме перед детским конкурсом?
- Нисколько. Но неразумно, наверно, было бы сейчас давать какие бы то ни было прогнозы, тем более в духе "догоним и перегоним". Только в середине октября, когда мы повезем в Норвегию, на информационную сессию глав делегаций, все необходимые видео- и аудиоматериалы, мы увидим и услышим выступления других участников конкурса, то есть получим представление о том, с кем нам предстоит соревноваться. Кто знает, не появится ли новый Робертино Лоретти - тогда вопрос первого места решен! Хотя... Даже в этом случае нельзя быть ни в чем уверенной. Остается "человеческий фактор". "Евровидение" - лотерея, а детское - особенно. На сцену выходят не опытные, закаленные профессионалы, а дети, которым прежде не приходилось выступать на международных конкурсах вообще.
Говорят, дети меньше волнуются, чем взрослые, а Оля Сацюк почти не волновалась. Я сама видела, как перед выступлением ее било дрожью! Молодец, что сумела собраться и прекрасно спеть.
Но психологическая нагрузка колоссальная, тем более ребенок остается на сцене один - ни маме, ни руководителю делегации не разрешается присутствовать за кулисами во время выступления. А если еще принять во внимание массу иных нюансов, которых, увы, хватает на "Евровидении", понимаешь, что давать прогнозы здесь - дело неблагодарное. Могу сказать одно: наша песня будет яркой. Повезет нам в этой лотерее: поживем - увидим.

Беседу вела Татьяна АХРЕМЧИК.