Богатый урожай информационного поля

28.04.2007
"Народная газета", 28 апреля 2007 г.


Международная специализированная выставка “СМИ в Беларуси” традиционно является важным этапом подведения итогов и выработки планов на будущее. О достижениях и перспективах отечественных средств массовой информации накануне Дня печати журналист “Народной газеты” беседует с первым заместителем министра информации Республики Беларусь Лилией Ананич.

- Лилия Станиславовна, скажите пожалуйста, с какими, на ваш взгляд, главными достижениями подошли к своему профессиональному празднику белорусские средства массовой информации в этом году?
- Прежде всего хочу отметить, что национальное информационное пространство развивается динамично и в то же время отличается стабильностью. Обеспечен безусловный приоритет государственных интересов на национальном информационном поле, что позволяет успешно решать задачи государственной информационной политики.
Если говорить о самом медийном поле, то оно растет, расширяется. В нашей стране зарегистрировано более 1230 периодических изданий, в том числе более 700 газет и более 440 журналов. Пресса издается на белорусском, русском, немецком, английском, украинском, польском и других языках. Более чем две трети всех зарегистрированных изданий - негосударственные. В Беларуси работает более 200 теле- и радиопрограмм, ряд которых также негосударственной формы собственности. Такое многообразие в сфере средств массовой информации - гарантия реализации конституционного права граждан страны на свободу слова, получение достоверной и полной информации обо всем, что происходит в нашей стране и за ее пределами.
На белорусский информационный рынок постоянно приходят все новые издания. С 2 по 5 мая на ежегодной международной специализированной выставке “СМИ в Беларуси”, которая проходит в нашей стране уже в одиннадцатый раз накануне профессионального праздника журналистов - Дня печати, читатели сами смогут убедиться, насколько разнообразно и насыщенно информационное поле нашей страны. Показательно, что по сравнению с прошлым годом ее площади выросли на 300 метров и составляют более тысячи квадратных метров, а количество участников выставки в этом году увеличилось примерно на две сотни изданий, и сегодня в ней будет участвовать их уже порядка 700, в том числе и в коллективных экспозициях. За прошлый год значительно расширил свою аудиторию и международный спутниковый канал “Беларусь-ТВ” - и это тоже заметное достижение нашего медийного поля. Но, подчеркну, каждый год накануне нашего профессионального праздника, в ходе мероприятий выставки “СМИ в Беларуси”, мы не только демонстрируем достижения, но в первую очередь анализируем те процессы, которые происходят на информационном поле нашей страны, на мировом медийном поле. И двигаемся дальше, развивая свое национальное информационное пространство, укрепляя и расширяя его границы.

- Как вы считаете, действительно ли сегодня средства массовой информации являются четвертой властью? Насколько велика роль СМИ в жизни нашего общества?
- Роль периодических печатных изданий, телевидения, радиовещания в жизни нашего общества трудно переоценить. Ведь сегодня наша страна успешно решает задачи, которые ставятся главой государства и правительством, и значительную помощь в их реализации оказывают как центральные, так и региональные средства массовой информации.
Люди в нашей стране верят газетам. Об этом свидетельствует тот факт, что сегодня издания не теряют подписные тиражи, а, напротив, наращивают, удерживают своего читателя. Это можно увидеть в том числе и на примере “Народной газеты”. Отрадно, что значительное количество новых читателей появилось и у наших культурологических изданий.
Средства массовой информации сегодня консолидируют общественность для решения важнейших задач, которые стоят перед нашей страной и мировым сообществом в целом. Именно поэтому выставка “СМИ в Беларуси” - это всегда значимое событие не только для журналистов, но и в общественно-политической и культурной жизни страны. О влиянии средств массовой информации на жизнь общества будет идти разговор и на II Белорусском информационном форуме, который станет одним из центральных событий выставки. Форум соберет профессионалов журналистики уже во второй раз. Эта традиция родилась в прошлом году. I Белорусский информационный форум был посвящен обсуждению темы противостояния средств массовой информации проблемам терроризма. Форум призван способствовать обсуждению важнейших профессиональных вопросов журналистики и тех наиболее актуальных задач, которые ставит сегодня перед прессой жизнь. В нынешнем году он будет посвящен теме “Социальная ответственность средств массовой информации”. Он состоится 3-4 мая в Национальной библиотеке Беларуси и соберет видных белорусских и зарубежных журналистов, представителей общественности - ожидается и более 80 иностранных гостей.

- Не секрет, что с каждым годом растет интерес к белорусскому информационному полю со стороны средств массовой информации дальнего и ближнего зарубежья. Кто из представителей зарубежных СМИ приедет на выставку?
- Отрадно, что сегодня зарубежные журналисты уже понимают, что рассказывать о Беларуси следует не с помощью тиражирования чужих голосов, работающих за пределами нашей страны, но в первую очередь из первоисточников - то есть посмотрев своими глазами на то, как и чем живет сегодня Беларусь. В числе экспонентов будут представители Украины, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, Китая, Германии. Что касается Китая, то ответный шаг белорусские средства массовой информации сделают в июне, приняв участие в Национальной выставке Республики Беларусь в Харбине. Зарубежных коллег, которые прибудут на выставку, примет руководство Минского городского исполнительного комитета - состоится знакомство с городом и рассказ о нашей прекрасной столице.
Хотелось бы отметить широкий интерес к выставке регионов Российской федерации: свое участие уже подтвердили СМИ Московской, Брянской, Вологодской, Ульяновской областей, Москвы...

- В минувшем году между Министерством информации нашей страны и Комитетом по печати Московской области был подписан договор о сотрудничестве...
- Да, и сотрудничество развивается. Одним из его результатов стала книга “Минщина - Подмосковье” о городах-побратимах двух столичных областей. Ее презентация состоится в рамках выставки. Кстати, издания Московской области станут почетными гостями выставки. Представительную делегацию столичного региона России возглавит министр по печати и информации Московской области Сергей Моисеев.
А в целом не только СМИ Московской области, но и все российские средства массовой информации проявляют сегодня большой интерес к информационному полю Беларуси. Напомню, что в белорусских подписных каталогах насчитывается более 5 тысяч наименований российских изданий. К слову, сегодня белорусские читатели могут подписываться практически на все мировые информационные брэнды.
В нынешнем году в экспозиции будут широко представлены средства массовой информации, освещающие тематику Союза Беларуси и России, в частности газета “Союз”, которая выходит приложением к “Российской газете” и к газете “Беларусь сегодня”, а также проект “Союзное вече”, который выходит в России как самостоятельное издание, а в Беларуси - как одно из приложений к “Народной газете”.

- Лилия Станиславовна, как вы считаете, насколько сегодня региональные СМИ по качеству публикаций, подаче материала, оформлению газетных полос приближаются к центральным?
- Возможно, в чем-то они пока и уступают, но с каждым годом наши региональные издания становятся все лучше и лучше. 2006 год стал этапным в укреплении материально-технической базы редакций: более миллиарда рублей было направлено на покупку компьютерной и оргтехники, в том числе и для региональных СМИ. Это, безусловно, уже сказалось на качестве их продукции. Кроме того, сегодня местные СМИ обеспечены и креативными молодыми кадрами. Сегодня существует строгое распределение, и в “районки”, на региональные теле- и радиостудии приходит молодежь. Подчеркну, что Министерство информации заинтересовано в том, чтобы в редакции наших средств массовой информации приходили перспективные кадры, и потому постоянно отслеживает образовательные процессы. И могу с уверенностью сказать: сегодня будущие журналисты получают образование очень высокого уровня, у нас есть интересная молодежь. К слову, на предстоящей выставке факультет журналистики БГУ будет представлен отдельным стендом.
Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что сегодня в региональных средствах массовой информации созданы все условия для успешной и плодотворной работы. Теперь мы ждем от них отдачи. И она уже есть. Расширяют свое вещание региональные радио- и телевещательные организации, творческие концепции которых предусматривают увеличение продукции собственного производства - региональных информационных, публицистических, социально значимых программ. Общий разовый тираж государственной местной печати давно перешагнул рубеж 850 тысяч экземпляров. Некоторые районные газеты по тиражам в своих регионах нисколько не уступают центральным.
Кстати, именно местным средствам массовой информации в этом году на выставке СМИ будет уделено значительное внимание. Журналистов региональных электронных СМИ соберет семинар “Современное состояние и перспективы отечественного телевидения” , а также заседание “круглого стола” с участием представителей управлений идеологической работы облисполкомов и редакторов студий районных радио, где будет обсужден ряд вопросов улучшения качества и увеличения объемов вещания региональных студий районных радио.

- Одним из свидетельств успешного развития региональных СМИ является национальная премия “Залатая ліцера”, которую представители районных печатных изданий получают каждый год, на равных конкурируя со своими коллегами из центральных изданий. Нынешний год - не исключение?
- Среди победителей III Национального конкурса печатных средств массовой информации “Залатая ліцера” будут и представители региональных СМИ. Как сопредседатель жюри конкурса скажу по секрету, что победители по всем 24 номинациям уже определены. Но их имена называть не стану - интрига будет сохраняться до 17 часов 30 минут 4 мая, когда во Дворце Республики состоится торжественная церемония награждения победителей. Отмечу лишь, что сделать выбор жюри было непросто. Если в прошлом году на конкурс поступило 187 заявок, то в нынешнем - больше 220. Можно сказать без преувеличения, что в этом году в конкурсе участвовали все значимые издания нашей страны. Было очень много интересных творческих проектов. В связи с этим жюри вынуждено было даже разделить номинацию “Лучший творческий проект года” на две (для центральных и региональных изданий). Особенно сложно выбирать победителей в персональных номинациях - “Лучший репортер”, “Лучший обозреватель”, “ Лучший дизайнер”, “Дебют” и так далее. Многие замечательные профессионалы, приславшие на конкурс свои журналистские работы очень высокого уровня, к сожалению, остались без наград. Но мне хотелось бы напомнить всем, что “Ліцеру” в принципе может получить каждый. Пусть она будет для каждого белорусского журналиста путеводной звездой.

- Лилия Станиславовна, вы говорили о том, насколько велик сегодня авторитет средств массовой информации в нашем обществе. Но завоевать доверие читателя, зрителя, слушателя невозможно, если журналисты будут оторваны от того, что происходит за окнами редакции или студии, чем живут в данный момент наши соотечественники. Как связь СМИ с широкой общественностью будет отражена в ходе выставки?
- Прежде всего отличительной особенностью выставки “СМИ в Беларуси-2007” станет участие в ее работе учредителей периодических изданий. Таким образом, через средства массовой информации многие государственные структуры получат дополнительную возможность напрямую пообщаться с широкой общественностью. А посетители - получить профильные, тематические, компетентные консультации по линии Министерства внутренних дел, других органов государственного управления.
А в целом ежегодный медиа-форум по традиции является для журналистов временем самого, наверное, тесного общения с читательской и зрительской аудиторией. Встречи с читателями, зрителями, слушателями - это своего рода “экзамен” для газет, теле- и радиоканалов: насколько их работа нужна и востребована, в правильном ли направлении она идет. Впрочем, убеждена, такие встречи не могут разочаровать. Они всегда несут в себе позитивный заряд, помогают строить планы, намечать новые рубежи.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ, “НГ”.