Бамбук моей мечты

09.10.2015

"Беларусь сегодня. СБ"

Тонкие коленчатые стебли и шелестящие листья бамбука, порхающие стрекозы и цветки сливы мэйхуа, не единожды воспетые мастерами пейзажной лирики, - все это цвело трепетным и нежным цветом на мастер-классе по китайской живописи в Белтелерадиокомпании. Поучиться у известной гродненской художницы Марины Эльяшевич собрались журналисты и популярные ведущие: акция "Сердце земли моей" кочует по городам и весям, отчеты о ней ждут телезрителей в программе "Пин_код" на телеканале "Беларусь 2", добралась она и до Минска.

С Мариной Эльяшевич Белтелерадиокомпания дружит давно, поэтому, когда единственная в Беларуси художница, несколько лет изучавшая традиционные живописные техники в Китае, предложила "Беларусь 2" необычный проект, согласие последовало сразу. Обычно на мастер-классы приглашают детей, но в этот раз вместе с ребятами разного возраста за кисти и краски взялись и мы, взрослые представители печатной и телевизионной прессы.

Ох, нелегкая это работа - изображать бамбук! Особенно если кисть, да и то малярную, ты в последний раз держала в руках пять лет назад во время ремонта, когда надо было покрасить радиатор центрального отопления! А тут главная задача - правильно положить мазок, ибо в этом и заключается искусство китайской живописи. Ее так и называют - живопись одного мазка, каждый элемент выполняется единственным, безукоризненно верным движением. И если мазок лег неправильно - все, начинай сначала.

Китайские кисточки - особенные, их ворс склеен специальным клеем, от которого кончик напоминает луковичку. Нам - а рядом со мной за столиками сидят директор телеканала "Беларусь 2" Наталья Маринова, ведущие Дмитрий Карась, близнецы Насыровы, победитель "Школы ведущих" Герман Малыщицкий - достаются простые ученические кисточки, но и с ними нужно уметь правильно обращаться, сперва как следует размочив кисть в воде, а уж затем приступая к рисованию.

У самой Марины Эльяшевич набор принадлежностей огромный. "Четыре сокровища" традиционной китайской живописи с древнейших времен и по сей день неизменны: это рисовая бумага, кисть, краска и тушечница, в которой растирают тушь и минеральные краски. К слову, китайская тушь от европейской отличается так же, как рисовая бумага от привычной, сделанной из древесины. Маринины кисти разложены на специальном столике, чтобы каждый мог подойти и посмотреть поближе - от небольших, вроде тех, что дали нам в руки, до огромных, и впрямь напоминающих малярные, из шерсти бурого медведя (нет, я не желаю знать, кто ощипывал беднягу Михайло Потапыча, чтобы сделать эту кисть!). Одна кисточка и вовсе экзотическая - больше похожа на метелочку для пыли и сделана из перьев золотого фазана. Перья, правда, на мой взгляд, обычные рыжие, но "золотой фазан" - звучит, безусловно, романтично. Эти огромные кисти, уточняет Марина, служат для закрашивания фона на больших полотнах - или ими можно, опять же на большом формате, изобразить все тот же вездесущий бамбук.

Кстати, обилие бамбука настораживать не должно: изображению этого растения посвящен целый самостоятельный раздел китайской живописи. Отдельно идут пейзажи, отдельно цветы и птицы, животные, люди и бамбук персонально, такой уж это важный и любимый в Китае символ. Обозначает, к слову, благородного мужа выдающихся качеств и несгибаемого характера. Так что хотите сделать комплимент своей второй половине, нарисуйте ему бамбук.

Рисовой бумаги нам, неумехам, разумеется, не выдают, воспользуемся обычной. Пока я кое-как, причитая и обиженно бубня под нос, что желтая краска мне не нравится и дайте, пожалуйста, фиолетовую, учусь класть мазки, сидящая рядом Наталья Маринова в пять минут ловко изображает бамбуковый стебель и колышущиеся от ветра листья. Вот это класс!

Марина Эльяшевич комментирует:

- Давно замечено, что люди, занимающиеся руководящей работой, то есть более сосредоточенные, осваивают технику мазка быстрее прочих.

Что ж, тогда ведущий Дмитрий Карась явно заскучал по руководству чем-нибудь: у него, как я вижу своим завистливым взглядом, бамбуковые заросли тоже получаются дивной красоты, над ними светит романтическая луна и порхает легкая стрекозка. Осталось только перенести эскиз на листочек с логотипом телеканала "Беларусь 2" - и вместо подписи автора поставить специальную печать в виде иероглифа, так китайские художники помечают свои картины.

Наталья Маринова только качает головой:

- У меня такое количество дел, а я сижу здесь с вами, рисую цветы и листья! Но это занятие и правда медитативное, замечательно успокаивает, предельно сосредоточивает и при этом помогает отдохнуть. Идея Марины Эльяшевич в том, чтобы, освоив непривычную нам китайскую технику, с ее помощью изображать свой родной край, потому наша акция так и называется - "Сердце земли моей".

Художница, глядя на наши попытки приобщиться к созданию прекрасного и применить полученные знания на практике, вроде бы довольна:

- На этот мастер-класс собрались люди очень творческие, все талантливые, с такими людьми работать приятно. Вообще же на каждом семинаре я для себя тоже открываю что-то новое. Особенно когда работаю с детьми, у них ведь свое, совершенно необычное видение мира. Иногда у меня замыслы будущих картин рождаются во время мастер-классов, и очень часто после семинаров по дороге домой я в какой-то момент останавливаюсь и сочиняю стихи.

Что ж, мы тоже получили от Марины Эльяшевич заряд творческого позитива - и даже научились в конце концов изображать вполне приличный, пусть и малость кривоватый, бамбук. Впрочем, самой последней своей работы, красивой и, на мой взгляд, совершенной, я недосчиталась: после семинара она исчезла бесследно. Возможно, ее прихватил на память ценитель живописи или, не исключено, даже коллекционер. Так что если вдруг увидите где-нибудь на аукционе Sotheby’s восхитительный бамбук безымянного автора, знайте - это мой!

Ирина ОВСЕПЬЯН.