Александр Зимовский: "Я как учительница: делаю разбор ошибок уже после диктанта"

07.05.2010
"Минский курьер", 7 мая 2010 г.

 

Накануне профессионального праздника председатель Белтелерадиокомпании Александр Зимовский объяснил, почему Первый канал не собирается ставить съемку сериалов на поток, и вспомнил, как ночевал в рабочем кабинете почти месяц.

Тайна за семью печатями

- Не так давно в Минске вручали журналистский "Оскар" - статуэтки конкурса "Телевершина". Довольны ли собранными наградами?
- Вполне. Если не лукавить - этот конкурс себя изжил. Никакой интриги: телеканалы по очереди получают статуэтки. Поэтому Белтелерадиокомпания в 2010-м не напрягалась - мы свою квоту по "Телевершинам" выбрали еще в прошлом году. Поэтому предложил нашим журналистам: выносите свои проекты на конкурс в персональные номинации, а мы поможем с организационной частью. Коллеги откликнулись, подали заявки и получили призы. Я доволен. 

- Один из двух Гран-при "Телевершины" вам дали за проект "Снайпер. Оружие Победы", право на показ которого купили несколько российских телекомпаниий. Как думаете, секрет успеха в том, что в сериале снимается популярный актер Дмитрий Певцов или в чем-то другом?
- В "Снайпере" многое совпало: и хороший актерский коллектив, и неординарный сюжет, и напряженный сценарий. Снимая фильм, мы не гнались за конъюнктурой, великое кино о великой войне никто снимать не собирался. Моим коллегам было по-настоящему интересно попробовать себя в новом деле. Получилось. Занялись продажами "Снайпера" в Россию, и оказалось, что это большой и непростой кусок работы. Для меня дистрибуция сериалов пока остается тайной за семью печатями. Как работает этот механизм у нас, я знаю, а как в России - нет, алгоритм еще не понял.
Кстати, могу похвастаться, что фильм "Покушение" тоже оказался интересен зарубежным каналам. Если все пойдет по плану, то можно говорить о премьере в масштабах СНГ.
 
- Может, стоит поставить съемку сериалов на широкую ногу, если у вас это так хорошо получается?
- Ну что вы! Перед Белтелерадиокомпанией не стоит задача стать центром по производству сериалов. И хотя сейчас снимаем очередной - по книгам Ольги Тарасевич, специализироваться на этом не собираемся в ущерб другим сферам нашей деятельности. Если кто-то переймет опыт нашего канала и поставит производство сериалов на поток, будем только рады. Но сами этим заниматься не станем.
 
Прокатчик выгоду не упустит 

- Перед новым сезоном вы обычно закупаете много фильмов и сериалов. Как их отбирают для эфира?
- Есть негласный закон: пока картина полностью не пройдет прокат в кинотеатрах, купить права на ее показ на ТВ нельзя. Прокатчик не будет упускать свою выгоду. Именно поэтому фильмы появляются на телевидении только через год-полтора после премьеры в кинотеатрах. С нашумевшими российскими картинами проще - право на их показ начинают продавать через полгода или восемь месяцев.
С сериалами в этом отношении гораздо легче. Их производят специально для телевидения, поэтому остается только выбрать. Частично это делаю я, частично - специальная служба Белтелерадиокомпании. Как правило, интересуемся британскими и американскими сериалами - юмор их ситкомов белорусам ближе, чем, скажем, французский. 

- Почему вы так решили?
- Опыт подсказывает. Помните французский сериал "Элен и ребята"? Он в Беларуси провалился. А американский ситком "Клава, давай!" идет на ура. Все эти папы, дочки, няни, счастливы вместе - голая калька с сериалов США 1970-80-х годов. 

- И все же, по какому принципу отбирается ситком для эфира?
- Вообще понимание зрителями происходящего на экране - главный критерий при выборе. Есть американские сериалы и смешные, и интригующие, но я точно знаю: смотреть их белорусы не будут. Объясню, почему. Например, в США сейчас очень популярен сериал об адвокате по защите детей. Но для белоруса многое из того, что происходит с героями фильма, непонятно, ведь у нас прав на ребенка в основном лишают родителей-алкоголиков. Получается, что для нашего зрителя этот сериал про жизнь с другой планеты. У белорусов сейчас популярны детективные, романтические истории, в последнее время еще и медицинские. 

- Большое количество сериалов на экранах ТВ, похоже, мировая тенденция...
- Есть и еще одна: аудитория дробится и уходит на нишевые каналы. Думаю, это будет продолжаться. Сейчас доля Белтелерадиокомпании - более 30 процентов зрительской аудитории страны. Это самая высокая цифра в республике, но она будет падать.
 
- Возможно, зрителей станет меньше, когда Первый канал полностью перейдет на белорусский язык. Этот слух уже давно обсуждают.
- Первый канал не собирается переходить сугубо на белорусский. У нас по Конституции два государственных языка, и мы на них вещаем. На русском или белорусском будет сюжет или программа, зависит от человека, который ее готовит, - это решение отдаем на откуп журналистам. Если коллеги хотят говорить в эфире на белорусском - пожалуйста!
 
- А еще накануне прошлого сезона ходил слух, что "Белорусское времечко" собираются закрывать...
- Тоже неправда. Этот проект состоялся - зачем его закрывать? Он интересен и рекламодателям, и зрителям. Закроем "Белорусское времечко" только тогда, когда авторы сами решат, что этот формат им больше не подходит, и предложат взамен что-то новое.
 
Разбор ошибок
 
- Интересно, как часто вы сами смотрите Первый канал или тот же "Лад"?
- Стараюсь отсматривать выборочно - определенного графика нет. Зато есть правило: никогда не звонить в прямой эфир. Я как учительница: делаю разбор ошибок уже после диктанта. 

- И много находите?
- Нет. Ведь кое-что для ведущих в прямом эфире простительно. Например, оговорки или заминки. Бывает, диктор закашляется - в этом нет ничего криминального, он же живой человек! Но есть и непростительные ошибки. Например, ведущий ставит неправильное ударение в словах или говорит "ложут" вместо "кладут", допускает двусмысленные высказывания... Подмечаю все и свои замечания высказываю на совещании директората. Они очень чутко реагируют на них, хотя и удивляются, где я на все время нахожу. 

- Может, ночуете на работе?
- Сейчас нет, но раньше бывало. В 2006 году я только-только принял руководство Белтелерадиокомпанией, и мы запускали проект "Первый канал". Вот тогда и пришлось ночевать на работе месяц, пока канал не набрал обороты. Раскладушку, конечно, не ставил - в кабинете есть где вздремнуть.
А сейчас ночи на работе провожу только во время общенациональных выборов, когда идет подсчет голосов. Также поступают мои заместители и многие коллеги - прямые эфиры идут сутками: включения из Избиркома, с участков, с улиц... Поверьте, это очень напряженная работа, ею нельзя руководить из дома.
 
- А ваш проект перед предстоящими президентскими выборами появится в эфире?
- Политическая ситуация не настолько остра, чтобы я принимал в ней участие в роли оружия крупного калибра. Достаточно много хороших программ и обозрений к выборам готовят коллеги. Все, что могу сделать, - подсказать, использовать свой опыт или предложить идею. Думаю, они справятся, а я помогу, если что. 

- Поговаривают, что председатель БТ покупает одежду для подчиненных за свой счет...
- Нет-нет (смеется). Это дела давно минувших дней. Такое было на СТВ. В 2002-м стал генеральным директором этой телекомпании и увидел, что людям в кадре просто не в чем работать! Я убежден, что в эфире ведущий может сидеть, опустив ноги в тазик с горячей водой, - нижней части его тела все равно зрителю не видно, но вот верхняя должна выглядеть безупречно. Отобрал дома с полдюжины рубашек, как говорят, "под галстук" и несколько хороших пиджаков - купил их когда-то, потом растолстел, они по размеру не подошли, бывает такое. А на ведущих они отлично смотрелись - сидели как влитые. До сих пор, по-моему, эти пиджаки в эфире СТВ мелькают.
В Белтелерадиокомпании я просто упорядочил закупку одежды для ведущих. Мужчинам заказываем рубашки в одной из белорусских фирм, а с женщинами работает модельер - я в это не вмешиваюсь. Дизайнер занимается каждой индивидуально, ведь чем имя более звездное, тем больше дама хочет отличаться от других в эфире.
 
Все решает ценник 

- Правда, что у вас с женой традиционный тост - за случайное знакомство?
- Да. Я его подсмотрел в кинофильме "Бриллиантовая рука". Помните, там Семен Семенович Горбунков приходит в гостиницу к Анне Сергеевне за халатом с перламутровыми пуговицами, она предлагает выпить и говорит: "За наше случайное знакомство". Я жене этот тост говорю с той же интонацией. Мы ведь на самом деле случайно познакомились: ехали в одном вагоне "на юга", как тогда говорили. Мне тогда было 25 лет или 26. 

- А сейчас часто отдыхаете всей семьей?
- Мы только недавно стали проводить отпуск вместе - после того как обе дочки окончили школу и начали работать. Старшая занимается рекламой и заочно учится на факультете международных отношений, а младшая после 11 классов решила не торопиться с выбором вуза. Устроилась курьером. В этом году собирается поступать, но куда - не говорит. Я приму любой ее выбор.
 
- Где предпочитаете проводить отпуск и с семьей, и в одиночестве?
- В наше время все решает ценник, поэтому - где придется. Несколько лет я находился под санкциями, Европа для меня была закрыта. Отдыхал в странах, где есть море и солнце, пробовал блюда национальной кухни. В блокнотик рецепты не записывал, остались лишь приятные впечатления. Помню, как в Китае ел жареных скорпионов - маленьких и хрустящих, как корочка хорошо выпеченной булки. Думаю, такие экзотические блюда в Поднебесной что-то вроде аттракциона не только для туристов, но и для местных жителей. Они приходят специально поглазеть, как приезжие эту живность будут есть. Для всех это шоу.

Елена КРЫЛОВА, "МК".