Александр Мартыненко: "Ответный ход за зрителем!"

27.09.2010
PINGOUINunivers, сентябрь 2010 г.


Уверена, что заместитель председателя Белтелерадиокомпании, ведущий ток-шоу "Отетный ход" Александр Мартыненко - это тот редкий человек, который не просто знаком с телевидением. Его личность - это практически и есть телевидение. Это именно тот случай, когда мнение человека основано не на стороннем наблюдении за процессами и проблемами, за людьми и развитием телевизионной журналистики в стране. Его жизнь проходит внутри огромного мира под названием "телевидение" и дает право быть в некоторых вопросах истиной в последней инстанции. Впрочем, в Александре Мартыненко меня поразили не столько ум, образованность и профессионализм, а невероятно удивительная, спокойная, интеллигентная атмосфера, которую он сумел создать во время общения. Мы часто говорим банальное: "Я рад нашему знакомству", но я была не просто рада - очень приятно, что в моей журналистской жизни произошла такая удивительная встреча и я могу познакомить вас, наши читатели, с этим замечательным человеком. 

- Александр, зритель прекрасно знаком с Вами как с ведущим передачи "Ответ ный ход". С чего началась ваша карьера?
- Все началось с факультета журналистики. На первом курсе университета я решил, что пора получать не только теоретические знания, но и учиться на практике. Я пришел на единственное в стране "Белорусское радио" и стал штурмовать его. Это сейчас более охотно берут на работу студентов, а раньше во время учебы получить работу в серьезной государственной организации было весьма непросто. Но, видимо, моя настойчивость сыграла определенную роль, и я начал работать в Белтелерадиокомпании на радиостанции "Белорусская молодежная". Через несколько лет, после окончания университета, мне поступило предложение перейти в Агентство телевизионных новостей заместителем главного редактора.
 
- Вы сразу приняли это предложение?
- Нет, не сразу. Я некоторое время сомневался, казалось, что более интересной работы, чем на радио, не бывает. Мне нравилась эта работа, ее атмосфера, коллектив, специфика. Телевидение было для меня незнакомой сферой. Но предложение принял и через некоторое время убедился, что телевидение - это не менее интересная и увлекательная сторона журналистики.

- Телевидение Вас увлекло больше, чем радио?
- Я не могу сказать однозначно, что интереснее - работа на радио или на телевидении. Просто есть определенные отличия. На радио работаешь в небольшом коллективе, и результат зависит только от тебя. На телевидении большая команда, результат обусловлен совокупностью действий каждого человека, в одиночку ты не справишься. Можно сказать, что на радио ты можешь быть хозяином эфира, а на телевидении ты - часть механизма, который создает эфир. Перейдя на телевидение, в первую очередь пришлось доказывать телевизионной команде, что мне можно доверять. Ведь в этом больше коллективе все должны понимать друг друга практически с полуслова, здесь  нет времени на объяснения, все ждут, что придет готовый специалист, который тут же вникнет в детали. 

- Вы не все время были за кадром. Как стали ведущим?
- Решение о выборе ведущего передачи принимается на телевидении коллегиально. Это большая ответственность. Конечно, я боялся. Тем более что к своей работе отношусь с большой долей самокритики. После каждого эфира всегда анализирую, всегда считаю, что некоторые моменты мог сделать намного лучше, понимаю, что еще многому мне предстоит научиться. Безусловно, можно сказать себе, что если что-то не получается, лучше это не делать. Но у человека, который действительно любит свою работу, всегда будет желание попробовать еще раз, исправить свои ошибки, тогда следующий эфир будет намного лучше предыдущего. 

- Какими качествами должен обладать ведущий?
- Наверное, самое главное качество любого хорошего ведущего - умение не отделять себя от телевизионной аудитории. Ведущий должен помнить о том, что он работает не для того, чтобы показать себя. Его работа должна быть интересна зрителю. Любой ведущий обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы зритель хотел смотреть не только его передачу, но и весь канал в целом. Если ведущий умеет увлечь публику, то его возраст, пол, внешность, иные данные не имеют принципиального значения. Ведущий должен досконально разбираться в тематике своей передачи, вникать в работу. Только в этом случае результат его деятельности будет качественным и интересным. Зритель чувствует, когда ведущий искренне переживает, пытается донести до него проблему, быть частью аудитории, а не просто "говорящей головой". 

- Как Вы считаете, есть ли разница между поколениями ведущих - теми, кто начинал работу много лет назад, и теми, кто сейчас приходит на телевидение?
- Когда я только пришел на телевидение, в работе ведущих были устоявшиеся принципы. Мне казалось, что любые новшества внедряются очень медленно. Сейчас же обновление происходит каждый день. Молодежь, которая приходит на телевидение, чувствует современные тенденции намного лучше. Иногда и я стараюсь чему-то научиться у молодого поколения, поскольку многие интересные моменты они улавливают быстрее. 

- Чего не хватает белорусскому телевидению?
- Телевидение в большей степени, чем остальные средства массовой информации, отражает состояние общества. Поэтому, задавая вопрос: "Чего не хватает нашему телевидению", мы также задаем вопрос: "Чего не хватает нашему обществу?" Знаете, иногда человек смотрит на свою фотографию или, например, в зеркало и остается недоволен. Ему кажется, что он лучше, моложе, привлекательнее. Но на самом деле он такой, какой есть. Так и телевидение - это зеркало нашего общества. В зависимости от того, как быстро меняется общество, какие процессы в нем происходят, меняется и телевидение. Когда я сравниваю наше телевидение, к примеру, с польским или литовским - теми соседями, менталитет которых в определенной степени схож с нашим, - могу откровенно сказать, что по телевизионной работе не наблюдается существенных отличий. Если же сравнивать нас с российским телевидением, которое в основном делает Москва, то вы прекрасно понимаете, что московский образ жизни и мышление существенно отличаются от наших. Нельзя сказать, что где-то телевидение хуже или лучше белорусского - оно просто другое. Если желаем перемен, мы в первую очередь должны спросить у себя: "А хотим ли мы сами измениться?" 

- С желанием что-то изменить на телевизионные каналы приходят молодые специалисты. В большинстве они представляют собой некий "полуфабрикат", требующий существенной доработки. Что Вы изменили бы в подходе к журналистскому образованию?
- Мне кажется, что в системе образования работает слишком много педагогов-теоретиков, а вот практикующих профессиональных журналистов практически нет. К сожалению, большинство выпускников журфака не имеют представления о реалиях работы - их приходится обучать заново. Откровенно говоря, у нас ведь работают люди не только с образованием журналиста - есть экономисты, лингвисты, историки, представители других профессий. Журналистское образование в большей мере общегуманитарное. Например, для ведения новостных программ нам необходимы специалисты с хорошим экономическим образованием либо политологи, потому что этим людям не нужно объяснять то, что им придется объяснять зрителю. Ведущий должен понимать то, о чем он рассказывает. Поэтому общегуманитарного образования здесь недостаточно. В этом случае проще научить специалиста в определенной области журналистским навыкам, преподать ему общую теорию журналистики, на что уйдет несколько месяцев, а не пять лет. 

- "Ответный ход" - очень яркая, интересная передача, которая имеет немалую аудиторию. Как подбираются темы для новых передач, приглашаются гости? Что происходит за кадром?
- Естественно, есть целая команда, которая работает над программой. Тема выбирается на основе анализа самых обсуждаемых проблем в обществе. После выбора темы начинается работа по поиску экспертов, которые могли бы принять участие в передаче, высказать свое мнение и дать профессиональный совет. Для меня главное, чтобы наши эксперты чувствовали себя комфортно. С другой стороны, не менее важным читаю возможность не только обсудить определенную проблему и сделать
красочное шоу для зрителя, но и предложить ему несколько вариантов решения. Впрочем, в основе каждой проблемы лежит человеческий фактор, и она может существовать только потому, что мы сами стараемся ее не замечать. Многие вопросы общество в состоянии решать самостоятельно, без вмешательства государственных институтов, но человеку проще обвинить кого-то, чем сделать самому. Поэтому в ряде случаев не следует ждать, что кто-то примет за вас решение. Пусть это станет вашим выбором. 

- "Телевершина" - конкуре, который вызывает бурю эмоций и различные, порой кардинально противоположные мнения. Что Вы думаете о нем ?
- Хорошая идея хорошего конкурса, который очень важен для профессионалов в нашей сфере. Но, к сожалению, порой кажется, что "Телевершина" - это просто распределение мест и статуэток между телевизионными каналами. Если выбирается лучшее, то на это должны равняться остальные. Мы же видим, что не все первые места заслуживают определения "лучшее". Таким образом, мы уже не идем вперед в развитии телевидения, мы в какой-то степени принижаем нашу профессию. Мне кажется, что организаторам нужно отнестись к реализации этой идеи более серьезно. Потому что конкурс необходим для стимулирования молодых журналистов. Если люди, которые участвуют в конкурсе, будут понимать, что каждая статуэтка, каждое место заслуженно, они станут стараться работать еще лучше. 

- Существует ли реальная конкуренция между телевизионными каналами?
- С одной стороны, конечно, существует. С другой - и это мое глубокое убеждение, - на самом деле в Беларуси есть только один белорусский канал в чистом виде - Первый национальный. Понимаете, если на белорусском канале выходят в эфир российские новости, он не может считаться только белорусским. Чтобы канал был по-настоящему белорусским, его основной продукт - информационный, аналитический, развлекательный - должен тоже быть белорусским, собственного производства, с белорусскими персонажами. Тогда можно будет говорить о настоящей конкуренции. Мы также не можем сравнивать себя с развлекательными каналами, потому что у нас другая миссия и другая аудитория. Наш канал - это главный информационный канал страны, поэтому основной упор сделан на информационное вещание. У нашего канала есть очень много дополнительных социальных функций - все государственные мероприятия, события, праздники освещаем именно мы. 

- Телевидение - это Ваша жизнь. Но в любой жизни должно быть место другим увлечениям и занятиям...
- Наверное, как любой современный человек, я уделяю достаточно времени физической культуре. Раньше не хватало времени на спорт, не было возможности, но сейчас стараюсь научиться всему, что мне инресно. Конечно, я начал планировать время, поэтому постепенно появляется больше свободных моментов, которые можно посвятить себе. 

- Александр, Вы занимаете высокую должность, являетесь известной медиа-персоной страны Изменило ли это отношение к Вам друзей и близких?
- Я очень надеюсь, что друзья и близкие понимают, что когда у человека действительно много работы и на нем лежит большая ответственность, он не всегда в состоянии выделить достаточно времени для общения. Не каждый раз получается попасть на дни рождения и свадьбу или лично поздравить со знаменательной датой. Однако уверен, что настоящие друзья останутся друзьями независимо от моего положения и известности.
 
Любовь ШИБАРИШ.