Агентство теленовостей: есть день, значит, и новости будут

По сообщению sputnik.by

Что остается за кадром самой динамичной телевизионной службы, почему сотрудники выпуска так не любят лифты и отчего не стоит пить чай в студии, выясняли корреспонденты Sputnik.

В студии С-300, где пишутся новости белорусского телевидения, тихо бывает лишь несколько часов в сутки. 9 выпусков новостей, которые выходят на канале "Беларусь 1", "Новости экономики", "Про гаджеты", "Зона Х" - все это записывается в "трехсотке", жизнь здесь пульсирует без остановки.

Новости - это просто, но только на первый взгляд

В Агентстве телевизионных новостей, службе, которая создает главные теленовости страны, трудится около 300 человек, среди которых более 100 - журналисты. В Белтелерадиокомпании АТН называют "государством в государстве" и по-доброму завидуют его технической оснащенности. А сами сотрудники АТН и не отрицают, что тут работают лучшие: все-таки новости - это просто только на первый взгляд.

Впрочем, не стоит думать, будто весь коллектив АТН работает только на новостные выпуски. Служба АТН готовит большинство оригинальных проектов, которые выходят на разных каналах - от "Зоны X" и "Новостей экономики" до больших спецпроектов.

"Как бы ни старался абстрагироваться, но мой рабочий день начинается с 7 утра, когда выходит первый выпуск новостей, а заканчивается в 24 - с выходом последнего выпуска. Все это время я на работе. Даже если физически уже дома. Ведь в эфир выходит продукт, за который отвечаешь", - главный директор главной дирекции АТН Иван Эйсмонт уверен, что "новости" и стандартный офисный график - понятия малосовместимые.

"В эфире - "Новости"

На входе написано большими буквами "Телефоны отключать ОБЯЗАТЕЛЬНО". К выпуску готовятся 12-часовые "Новости". В студийном полумраке пока только операторы - проверяют давно настроенное оборудование. Мерцает хорошо знакомый каждому телезрителю задник с надписью "НОВОСТИ". До старта 5 минут, а кресло ведущего пока пустует.

"Не волнуйтесь, здесь все до автоматизма - профессионалы", - поясняет телеоператор Алексей.

В студию заходит ведущая новостей Анастасия Богомолова с безупречной прической, в элегантном жакете. С образом леди диссонируют разве что яркие кроссовки. Но они-то в кадре не видны. Анастасия садится и с профессиональной артикуляцией начинает проговаривать фрагменты новостей. В наушник ей что-то подсказывает режиссер, она несколько раз повторяет текст - то громче, то тише. В это время ее пудрит гример.

Как и большинство ведущих новостей, Анастасия - журналист, много лет проработала репортером и телекухню знает не понаслышке. Все подводки к текстам она пишет сама, потому запутать или сбить с толку ее невозможно даже вопросами, которые я задаю ей перед эфиром.

Стрессоустойчивость - это вообще профессиональное качество всех ведущих новостей. Эмоции не могут захлестывать ни при ужасающих новостях, ни даже если в студии происходит что-то чрезвычайное. Однажды в студию залетела муха и весь эфир атаковала ведущую, но та даже бровью не повела.

И вот в студии звучит "10 секунд". В мгновение все исчезают из кадра, и Анастасия поставленным голосом произносит: "Здравствуйте, в эфире "Новости".

Под софитами очень жарко. У всех ведущих есть свои рецепты, как пережить жару. Все, например, знают, что чай, который стоит на столе, пить не стоит - если это большой эфир, до его конца можно измучатся от жары и жажды. Перед эфиром ведущие не пьют кофе, не едят бананов и семечек - от этого может першить горло, а кому нужен в эфире кашляющий ведущий?

Студия, откуда читаются новости, находится на первом этаже технического корпуса, а ньюс-румы, в которых эти самые новости создаются, - в соседнем, редакторском, на 6-7 этажах. И вот когда ведущий, который, как уже говорилось, текст себе готовит сам, спускается в студию, ему по инструкции запрещено пользоваться лифтом. Мало ли что, а прямой эфир лифтера ждать не будет.

Работа с поддержкой… семьи

Сверху, за режиссерским пультом, процессом сегодня управляет Анна Плужникова. Именно она подсказывает что-то Насте в наушник. Они "финалят" утренний блок новостей - обе в студии с шести часов.

"К такому графику поначалу сложно привыкнуть. А со временем его даже начинаешь ценить. Правда, он, конечно, не для одиноких людей, особенно, когда есть маленькие дети, - тут без поддержки семьи никак", - замечает Анна.

За режиссерским пультом ответственности не меньше, чем в кресле ведущего - вовремя должны переключаться камеры, пойти в эфир сюжеты и включаться "стена" (задник за ведущим, на котором появляется картинка следующего сюжета - Sputnik).

"Конечно, иногда, когда идет многочасовой прямой эфир, к примеру, не до сентиментов - чтоб в аппаратной воцарилась тишина, и рявкнуть иной раз приходится", - устало улыбнулась Анна.

Чтобы оказаться в новой студии, достаточно флешки

"Почти весь оригинальный белорусский продукт, во всяком случае, если говорить о телеканале "Беларусь 1", делает АТН. В этом наше отличие от других белорусских каналов, которые базируются на платформах российских каналов и специализируются на определенных направлениях. У нас же весь контент собственного производства. Это требует определенных ресурсов, как людских, так и технических. Здесь важно взять не только количеством, но и качеством. Ведь у зрителя сегодня большой выбор - ВВС, СNN, с другой стороны - РТР, НТВ, и нам важно не потеряться на их фоне", - объясняет специфику работы службы Иван Эйсмонт.

"Новости экономики", "Про гаджеты", "Top_net", "Панорама", "Сфера интересов", "Специальный репортаж", "Клуб редакторов", "Актуальное интервью", "Крупным планом", "Форум", "Главный эфир" - сотрудники АТН делают в общей сложности около 40 проектов.

Поэтому так много внимания уделяется вопросам технической оснащенности. Предмет особой гордости всего телевидения - студия С-600, где установлен самый большой в восточной Европе плазменный экран.

"Это позволило нам уйти от декораций прошлого века, когда вкатывались громоздкие картонные задники, а на подготовку студии тратились дни, а то и недели. Сейчас достаточно просто вставить флешку - вот уже совсем другая студия. Для запуска нового проекта уже не нужны огромные усилия. Мы колоссально сократили время сборки и разборки декораций, это позволяет всем нашим 7 каналам, по сути, умещаться в одной студии. Правда, иногда она у нас работает в режиме нон-стоп круглыми сутками. По ночам в ней снимают концертные программы, тематические проекты к праздникам", - рассказывает Иван.

Профессия, которая всегда с тобой

Еще одна составляющая успеха АТН - это кадры. Здесь два варианта - или приглашать к себе профессионалов с других "кнопок", или растить профессионалов самим. В АТН предпочитают последнее, хотя и без взаимной миграции не обходится. Практически все сотрудники - от гендиректора дирекции до ведущего - начинали корреспондентами. И если надо - всегда готовы встать пред камерой.

"Я был руководителем нашей группы на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, и когда составили рабочий график - не увидел себя в нем. Попросил переделать, чтобы и самому снимать сюжеты. Это было бы просто непростительно - поехать на Олимпиаду и просидеть в офисе с бумажками. Всемером мы сделали 120 сюжетов. Та работа, от которой остается очень хорошее послевкусие и ощущение драйва", - признается "играющий тренер" Эйсмонт.

Не могу удержаться от вопроса - обсуждает ли Иван с супругой, пресс-секретарем Главы государства Натальей Эйсмонт, новости.

"У каждого из нас очень плотные графики, времени для обсуждения остается очень мало. Я здесь задерживаюсь допоздна, она очень много работает. Не скажу, что мы не обсуждаем нашу работу - без этого было бы невозможно. Тем более что пресс-секретарь напрямую связан с прессой. К тому же Наталья много лет проработала на телевидении - она высказывает свое мнение обо всех наших проектах. Но я бы не сказал, что мы уделяем этому слишком много внимания - иногда нужно отвлекаться и выходить из рабочей обстановки хотя бы дома. А вообще - это не работа. Это стиль жизни. Из него тяжело выбраться, ведь так живешь уже более 10 лет", - улыбнулся Иван.

Обратная связь, чтобы добавить "жизни"

Если прежде, как в известном фильме, говорилось, что скоро будет "одно сплошное телевидение", то теперь сотрудники АТН констатируют: по скорости подачи новости телевидение давно уступает Интернету. Ведь если корреспондент привез сюжет в 15.10, а ближайший выпуск новостей - в 19.00, новость ждет выхода почти четыре часа. А для того, чтобы она появилась в Instagram или Facebook, эфира ждать не нужно.

Поэтому сейчас служба телевизионных новостей берет направление на развитие соцсетей агентства и интернет-версии компании в целом. Ну и, конечно, здесь всегда держат руку на пульсе обратной связи.

"Для нас важно знать, какой отклик вызывают наши проекты. Скажем, проект "Главный эфир", который прежде назывался "В центре внимания", был достаточно тяжелым, политическим. Мы решили поэкспериментировать, добавить в него "жизни" - в программе появились внестудийные въезды и выезды, даже музыкальные коллективы приглашали. И эта легкость значительно добавила нам зрительской аудитории", - пояснил Эйсмонт.

К сожалению, вкусы у сегодняшнего телезрителя незамысловатые. Однажды на ток-шоу "Форум" решили пригласить все составы "Песняров", это оказалось непросто, поскольку некоторые из членов легендарного коллектива в ссоре, другие не хотят выступать на одной сцене. И вот канал провел колоссальную работу, чтобы собрать их всех вместе. Программа получилась интересной, с искренними эмоциями. А вот в рейтинге, увы, не взлетела - в это время другая кнопка показывала криминальный сериал, который и собрал всю аудиторию.

Конечно, всегда есть искушение пойти по более простому пути - давать только криминал, шоу и сериалы - так и рейтинги сразу подрастут, и рекламных поступлений станет больше.

"Но это будет уже не то телевидение. Ведь у нас общенациональный первый канал, на котором должны быть новости, экономика, международка, спорт", - убежден Эйсмонт.

А подтверждением того, что АТН на правильном пути, может быть награда "ТЭФИ-Содружество" фонда "Академии Российского телевидения", которую недавно получил "Главный эфир" в Ереване. Программа была признана лучшей среди 26 передач подобного рода из стран СНГ и Балтии. Если учесть, что каждую передачу придирчиво осматривали и обсуждали мэтры и профессионалы телевидения из разных стран, награда действительно достойная.

"Я вам открою страшную тайну телевидения"

Если раньше все телезрители знали: сентябрь - время усаживаться на диван и смотреть новый телевизионный сезон, то сейчас четкой сезонности уже не прослеживается. К тому же, с вводом в начале 2016-го новой студии C-600 были запущены новые программы, например, "Лавров и Макей", а также обновлены уже выходящие "Главный эфир", "Крупным планом", "Клуб редакторов" и др.

"Сейчас мы готовимся к тому, чтобы серьезно изменить наши новости. За день у нас выходит 9 выпусков новостей, и если сделать их по-другому, это изменит облик всего канала", - поясняет Эйсмонт.

…В отделе криминальных новостей, который выпускает программу "Зона Х", многолюдно. Все живо обсуждают новости, что-то быстро набирают в компьютерах, звонят и пишут в мессенджерах - обычная атмосфера криминального отдела.

Отделом руководит бессменная ведущая программы Виолетта Соколович. Привыкнув каждое утро пить кофе под ее отчет о криминальных делах в стране, интересуюсь, во сколько же она встает.

Виолетта широко улыбается: "Я вам открою страшную тайну телевидения - это запись. Встаю я, и вправду, рано, но по личным мотивам: ребенка возить далеко. А еще хочу сказать, как профессор Преображенский: не смотрите по утрам криминальную хронику".

Виолетта - один из старожилов телеэфира, она в нем уже 15 лет. И в кабинете, где сидит ее отдел, грамотами и благодарностями от силовых ведомств увешена вся стена. Угадав мой вопрос, отвечает: "А когда на этой стене место закончится - перейдем на другую, которая пока свободна - нам есть куда расти".

Впрочем, криминальный отдел занят не только оперативными сводками. Сейчас здесь создается масштабный документально-художественный проект, посвященный 100-летию белорусской милиции, которое будет праздноваться в следующем году.

"Это большая работа большого коллектива. И не только нашего - в проекте задействованы профессиональные актеры и сценаристы, гримеры, сотрудники АТН, "Беларусьфильма". Будет много постановочных съемок, старая форма, перестрелки - все, как зритель любит. Большой 9-серийный проект, который завершится к 4 марта - к 100-летию белорусской милиции", - объяснил Иван Эйсмонт.

***

Жизнь в новостной "трехсотке" затихает буквально на насколько часов - только успеют остыть софиты, как уже приезжает утренняя смена - журналисты, ведущие, гримеры, операторы, режиссеры, чтобы через час-другой выдать в эфир первые новости.

И вот уже пудрит носик, повторяя мантры новостей, бодрая ведущая, а режиссер за пультом командует "10 секунд". Идет музыкальная заставка. Начинается новый информационный день.

Светлана ЛИЦКЕВИЧ.