А.Зимовский: "Национальное достояние" - это хороший пиар Беларуси"

01.03.2010
По сообщению Belreklama.by 1 марта 2010 г.


Александр Зимовский, председатель Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь, рассказал, почему четвертым сериалом Белтелерадиокомпании стало именно "Национальное достояние", в основу сценария которого положены детективы Ольги Тарасевич.

- Есть ли уже сейчас, на этапе съемок, заинтересованность российских телеканалов к циклу из пяти фильмов "Национальное достояние"?
- Мы не продаем котов в мешке, воздух, прошлогодний снег и неотснятые фильмы, - говорит Александр Зимовский. - Мы сначала делаем продукт, и уже потом предлагаем его игрокам телерынка. Телерынок сериалов - это рынок покупателей, а не продавцов, потому как предложений на нем очень много, и последнее слово остается именно за покупателем.

- Почему в белорусских сериалах снимаются российские актеры?
- Это делается для того, чтобы сериал можно было успешно продать. Проект для внутреннего рынка с белорусскими раскрученными актерами в кадре не принесет в итоге коммерческой выгоды. Например, чтобы только окупить фильм, в который вложено 10 млн долларов, нужно попытаться продать 10 млн билетов в кинотеатры внутри страны по цене $1. Но для этого на фильм должны пойти все жители Беларуси. Поэтому нужно сразу подумать о том, кто купит сериал за пределами Беларуси. Это нормальная практика. Если посмотреть кассовые сборы нашумевшего американского фильма "Аватар", то можно увидеть, что львиная доля доходов поступила именно с мирового, а не внутреннего рынка.

- Как Белтелерадиокомпанией выбирается жанр будущих фильмов? Создается впечатление, что больше всего котируются боевики... А почему не снимают комедий, например?
- Чаще всего не мы выбираем тематику и сюжеты для сериалов - обычно нам их уже предлагают к реализации. Что же касается "Национального достояния", то в данном проекте меня заинтересовал механизм взаимодействия создателей фильма с автором. У нас не было опыта такого сотрудничества. Мы решили попробовать, предложив автору детективов Ольге Тарасевич, книги которой востребованы белорусскими читателями, продать нам права на экранизацию своих произведений.
Мы взялись за создание проекта на основе произведений Ольги Тарасевич еще и потому, что события, описанные в книгах, разворачиваются в белорусских реалиях: это известные нам улицы, знакомые интерьеры... Мы не хотели снимать Беларусь "в лаптях". Нам хотелось уйти от традиционных форматов, стереотипов, которые существовали до этого в нашем телекинематографе. Мы задались целью показать современную Беларусь, пускай только через призму Минска, где проходит основная часть съемок.
Что касается выбора жанра... Я хорошо знаю белорусский книжный рынок, и пока не видел там отечественных книг, которые можно было бы охарактеризовать по жанру как, скажем, юмористические. Также я не помню случая, чтобы к нам в отдел рассмотрения творческих проектов пришел сценарий комедийного фильма или уж тем более комедийного сериала. Мы бы снимали комедийные сериалы или многосерийные фильмы по произведениям белорусских авторов, да вот только где сценарии?

- Действительно ли фильмы "Национального достояния" будут сняты на кинопленку?
- Для съемок будут использованы разные современные технологии, а что касается именно пленки, то это уже устаревший материал, который мало где используется.

- Как идет работа над "Национальным достоянием"?
Мы планируем, что весь сериал будет готов уже к концу этого года, но когда состоится премьера - еще не известно. На данный момент все идет хорошо, и графики производства и финансирования у нас не расходятся. Сейчас идут съемки сразу двух фильмов - "Смертельного аромата" и "Ожерелья Атона". Мы стараемся не вмешиваться в производственный процесс, хотя я знаком со всеми деталями работы над сценарием, и свои замечания я высказываю, если вижу, что это необходимо. Но я ни в коем случае не встреваю в производство со своими вкусами. Тем более, что режиссер имеет большой опыт съемок детективов.
Снимать Беларусь оказалось благодатным делом. Когда для работы над сериалом в Минск приехал московский режиссер, он сказал: "Слушайте, так у вас же тут непаханое поле для режиссуры: тут ничего не "затаскано", не "заиграно" в других фильмах!" Действительно, у нас есть что снимать. И я это понял еще тогда, когда в Минске в Троицком предместье снимали "Каменскую". Режиссеры и операторы так интересно сняли это место, что я его даже не узнал. Были выбраны такие планы, ракурсы, с помощью которых удалось запечатлеть Минск таким, каким мы не привыкли его видеть.

- Будет ли в сериале присутствовать скрытая реклама?
- Вы имеете ввиду product placement? Да, такие предложения есть. Но как они будут решаться режиссерскими технологиями - я не знаю, так как этими вопросами лично не занимаюсь. Но знаю, что product placement в сериале будет, по крайней мере, такая возможность для рекламодателей имеется.

- Работая над "Национальным достоянием", вы руководствуетесь только коммерческими критериями - или кино будет нести и какую-то идеологическую нагрузку?
- Проект "Национальное достояние" - полностью коммерческий. Его заказчиком выступает Белтелерадиокомпания, которая вкладывает в него собственные средства, заработанные на рекламной деятельности, а также доход, полученный от продажи другого успешного проекта - сериала "Майор Ветров".
Отмечу, что доходы от проектов Белтелерадиокомпании распределяются пропорционально вложений в него. Скажем, финансовый вклад нашей компании в сериал "Снайпер" составил 47%, "Покушение" - 44%, "Майор Ветров" - 28%. Вклад же в "Национальное достояние" составил все 100%. Поэтому мы заинтересованы не просто сделать телепродукт, но и вернуть вложенные в проект деньги.
Коммерческое кино - это коммерческий риск. Мы не можем потратить деньги и сказать: "Да, фильм провалился, ну что поделать". У нас большая степень ответственности за этот проект. Поэтому на ваш вопрос отвечу так: когда мы снимаем сериалы, мы действительно руководствуемся коммерческими мотивами в первую очередь. А идеологическую нагрузку несут другие наши проекты. Хотя нельзя не заметить, что "Национальное достояние" - это хороший пиар Беларуси.