123 серии уникальной Беларуси

20.01.2010
По информации Belrekalama.by, 20 января 2010 г.


Проект АТН "Зямля беларуская", который в уникальном формате рассказывает о Беларуси, приобретает все большую популярность, о чем говорят возросшие рейтинги и полученная в 2009 году "Телевершина". Об этом проекте подробнее рассказали Belreklama.by его создатели.

- Идея этого проекта, - рассказывает Ольга Шпилевская, завотделом корреспондентской сети Агентства теленовостей, - принадлежит руководителю Белтелерадиокомпании Александру Зимовскому и руководителю Агентства теленовостей Александру Мартыненко. Когда АТН поручили ее реализовывать, мы сразу загорелись, поскольку на белорусских каналах очень много рассказывается о зарубежных странах, красивых курортах, об уникальных зарубежных источниках, природных ландшафтах, и - очень скупо, практически ничего об отечественных красотах и богатствах. И когда мы смонтировали первую серию о Браславских озерах, трудно было поверить, что это белорусская реальность. Картинка получилась достойной, европейской, и с первой передачи мы поняли, что проект будет интересен и востребован зрителями. Кроме всего прочего, ничего подобного не делалось никогда ни одним белорусским каналом. Сама идея проекта вроде бы простая, она лежала на поверхности, но ни у кого до нее не доходили руки. Поэтому можно сказать, что мы первые, кто в таком масштабе запечатлел нашу страну.

- Я не слышал, чтобы и в других странах снимали что-то схожее нашему проекту, - подтверждает один из авторов сценария передачи, спецкорреспондент, ведущий АТН Максим Короткин. - Мне кажется, это проект претендует на европейскую уникальность. Мы рассказываем в проекте абсолютно обо всех районах страны, а не концентрируемся на наиболее известных местах - Мире, Несвижском замке и т.д. В этом тоже уникальность нашего проекта. В Беларуси 118 районов, столько же будет и серий, плюс пять серий об областных центрах, то есть в сумме выходит 123 серии. Съемки мы начали летом 2008 года, в эфире первые выпуски появились в октябре. На сегодняшний день отснята уже половина серий, а показана - треть.

Belreklama.by: Многие отмечают профессионализм операторов и режиссеров проекта. Это профессионалы Белтелерадиокомпании или приглашенные специалисты?

Максим Короткин: Во-первых, мы работаем на самой современной технике, которая сейчас есть у Белтелерадиокомпании. Все лучшее, что мы можем использовать в работе над проектом, мы берем для съемок "Зямли беларускай", за что огромное спасибо руководству. Во-вторых, мы очень много внимания уделяем операторской работе. Сейчас у нас два лучших в этом жанре оператора - Денис Соколовский и Алексей Корнющенко. Они всегда пристально следят за картинкой. Но хороший кадр, естественно, не обойдется без режиссерской работы, и - слаженных действий всех этих людей. Из этого и рождается отличная картинка: качественная техника плюс творческие усилия профессионалов. Действительно, работаем мы без привлечения российских или других специалистов. Все наши кадры - штат АТН.
Скажу, что мы очень плотно работаем с режиссерами и операторами, выезжаем с ними на место и смотрим, какие эпизоды сценария можно снять в данных условиях. И потом решаем: от чего в сценарии мы откажемся, а что будет смотреться лучше, красочнее, познавательнее.

Ольга Шпилевская: Да, и споров по этому вопросу очень много, так как журналисты в 13-минутной программе хотят больше рассказать, а режиссеры - показать. Так что работа над "Зямлёй беларускай" - это коллективная работа, и всегда кто-то может остаться не совсем довольным. Но я, как редактор, который видит работу комплексно, объективно, я довольна всем. Проекту уже больше года, и рейтинги его растут. Кстати, все наши фильмы выложены в Интернете, на нашем сайте.

Belreklama.by: Как удается находить "живой" материал для программ?

М.К.: Информации о любом районе достаточно, и ее значительно больше, чем мы можем вместить в 13-минутный формат. Поэтому многое приходится оставлять за кадром и выбирать только самые изюминки. Информацию о том или ином регионе Беларуси можно найти самостоятельно. Но кроме литературных, исторических источников, мы получаем много сведений от отделов образования, идеологии, культуры местных исполкомов. Когда мы приезжаем в район, на нас, как из рога изобилия, сыплется море информации, подробностей, которых мы не знали и даже не догадывались о них, которых не найти в книгах. Кроме этого, как оказалось, в Беларуси очень сильно развито краеведческое движение. В каждом даже небольшом городе есть хотя бы пару человек, которые очень хорошо знают историю своего края до мельчайших подробностей. Когда они знакомят нас с прошлым своего региона, кажется, что это они сами жили в той эпохе, про которую рассказывают.

О.Ш.: Отмечу, что у нас в программе очень много постановочных съемок, так как у нас в принципе проект постановочный. Но нет ни одного приглашенного актера для ролей. Все люди, которых мы снимаем - это местные жители, которые выступают в роли первобытных людей, местных князей... И в роли самих себя.

Belreklama.by: Упор в передаче делаете на историко-культурную достоверность, красивую картинку или легенды?

О.Ш.: В каждом регионе по-разному, потому как все зависит от района. Например, в каком-то регионе может быть безумно интересное, увлекательное прошлое, а есть, напротив, очень молодые местечки, которые не могут похвастаться длинной красивой историей края, и тогда мы делаем упор на картинки, легенды. А есть районы, где нет особенно красивой природы, но есть уникальные люди... Поэтому тут очень индивидуальный подход. Передача рождается "на месте", из того, какая информация - визуальная, литературная, историческая и т.п. - будет наиболее интересна.

Belreklama.by: Команда, которая работает над проектом "Зямля беларуская", сформировалась спонтанно - или проходила длительный отбор?

О.Ш.: Мне, как руководителю проекта, нужно было сформировать команду людей, которым этот проект был бы искренне интересен. Скажу, что мы предлагали поучаствовать в проекте большому количеству журналистов, но не многие заинтересовались им. На данный момент это пять уникальных журналистов, которые смогли сделать "Зямлю беларускую" интересной и востребованной зрителем: Максим Короткин, Олег Мазуро, Ирина Акулович, Елена Пантюхова и Евгений Пустовой. Многие из них - наши собкоры по областям, которые очень хорошо знают свою область и чувствуют пульс региона. Режиссером стал Сергей Рыбаков. А ему помогают два перспективных молодых режиссера - Юлия Гончар и Андрей Борчик. Это их первые работы на телевидении, и они оказались весьма удачными.
Создавая проект, мы рассчитывали на то, что он станет интересным и школьнику, и домохозяйке, и молодой семье, и пенсионеру. Мы хотели рассказать о Беларуси доступным языком, понятным для всех. О том, какие местечки у нас есть, какие легенды они таят, какие люди там живут, что самое интересное в истории этого края... Мы работаем для тех, кто не имеет возможности часто куда-то выезжать и путешествовать. Мы хотели, чтобы это стало интересно молодым семьям, которые, посмотрев наш проект, собрались бы и поехали отдохнуть не в ближнее зарубежье, а в тот регион, который мы снимали.

Belreklama.by: То есть, кроме прочего преследовалась цель привлечь к Беларуси туристов?

О.Ш.: Скорее, была цель приобщить людей к внутреннему туризму. Например, в одной из серий мы рассказывали про целебную криничку, и после выхода передачи люди активно стали посещать это место... В Беларуси есть очень много интересного, о чем мы даже не подозревали.

М.К.: Да, эти передачи способствуют продвижению Беларуси больше на внутреннем рынке, нежели на внешнем. Если бы мы ориентировались в первую очередь на въездной туризм, то передачи делались бы совсем иначе, была бы другая подача. Ведь сейчас мы делаем уклон на мелочи, углубляемся в детали, штрихи, которые будут интересны именно белорусским жителям. А если работать на въездной туризм, мы должны были бы акцентировать внимание на каких-то опорных моментах нашей истории и культуры - Браславских озерах, Мире, Несвиже и т.д.

О.Ш.: Для продвижения Беларуси на внешнем рынке, то есть для иностранных туристов, мы планируем выпустить итоговый 52-минутный фильм, созданный на базе 123 отснятых серий. Это будет материал, составленный из самых интересных, увлекательных фактов, который будет переведен на английский, китайский, арабский, русский (проект выходит на белорусском) языки. Думаем, этот 2-серийный фильм станет хорошей презентацией нашей страны. Потому как хороших фильмов о Беларуси такого масштаба, которые бы могли выполнять роль презентационных материалов для иностранцев, на данный момент нет. Наверное, этот фильм будет распространяться через посольства, и, может, будет рассмотрен вопрос о том, чтобы он был доступен в свободной продаже. Но мы все надеемся, что все это удастся осуществить, так как проект "Зямля беларуская" - действительно уникальный и интересный.